Советы учителя-дефектолога

Почему ребенок молчит?

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или пора­жения центральной нервной системы.

В чем же причина?

Проведенные исследования установили, что уровень разви­тия речи детей находится в прямой зависимости и от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движе­ний пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. В чем же заключается связь движений паль­цев и речи?

Движения пальцев рук в ходе развития человечества ока­зались тесно связанными с речевой функцией. Первой фор­мой общения первобытных людей были жесты, которые по­степенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движе­ния пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проек­ции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход раз­вития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движе­ния пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонко­сти, начинается развитие словесной речи. Развитие движе­ний пальцев рук как бы подготавливает почву для последую­щего формирования речи.

Для определения уровня развития речи детей можно прове­сти такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика («Сделай вот так!» — и показать, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные дви­жения пальцев, — говорящие дети, если же пальцы напряже­ны, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говоря­щие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут сво­бодными, развития речи добиться не удастся.

Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что трени­ровка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной ме­сяца ускоряет процесс созревания речевых областей — у прав­шей в левом, а у левшей — в правом полушарии. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев.В этот период полезно делать массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка в от­дельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 мин. ежедневно). С десятимесячного возраста следует давать ребен­ку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошую тренировку пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока - белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки» и др.

Одна из возможных причин задержки в развитии речи — не­удовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с ок­ружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразум­ным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ре­бенок предложенные игрушки берет, но не играет, повертев один - два раза, откладывает в сторону. У такого ребенка одно желание — подойти к взрослому, прижаться к нему и долго стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении при­водит к тому, что ребенок растет безынициативным, не самос­тоятельным, молчаливым.

Задержка в развитии речи возможна и еще по одной причи­не. К концу первого года жизни началу второго в словарном запасе ребенка всегда есть 3-5 слов, очень своеобразных по св­ему значению. Подобные слова могут надолго сохраниться в словарном запасе и задержать возникновение настоящих слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу — произнести необходимое, соот­ветствующее предмету и ситуации конкретное слово. А если взрослый не ставит такой задачи, то ребенок не будет развивать свои возможности.

И, наконец, нормальное развитие речи может быть наруше­но стремительностью речевого развития. Это когда первые сло­ва ребенка опережают возрастные нормы и сроки речевого раз­вития. Ребенок в 1 год 3 месяцавдруг начинает говорить пра­вильными предложениями, использует совсем не детские слова. Родители в восторге и при каждом удобном случае демон­стрируют своим знакомым необыкновенные способности ре­бенка. Его учат, ему рассказывают, читают книги и т.д. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, кото­рая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых).

свернуть

Организация логопедических занятий с детьми дошкольного возраста дома

Организация логопедических занятий  с детьми дошкольного возраста дома:

●  Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

- большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им артикуляционных упражнений;

- «лото» различной тематики;

- муляжи фруктов и овощей, наборы игрушечных животных, кукольную посуду и т.д.;

- разрезные картинки;

- картинки по различным темам;

- шнуровки, счётные палочки, конструктор и т.д.

● Все занятия должны строиться по правилам игры!

● Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

● Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

● Не переутомляйте ребёнка! Не перегружайте его информацией!

● Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

● Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-25 минут!

● Отложите занятия, если ребёнок болен или плохо себя чувствует.

● Знакомьте ребёнка с детской литературой! Прочитав ему несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.

● Говорите четко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

● Не употребляйте слово «неправильно»!

● Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи!

 

Требования к проведению артикуляционной гимнастики:

● Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно.

● Длительность артикуляционной гимнастики – 5-7 минут.

● Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, ребёнок должен видеть лицо взрослого и своё лицо.

● Сначала артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, по мере овладения ими темп возрастает.

● Количество повторения каждого упражнения постепенно увеличивается от 5 до 20 раз.

● Необходимо следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, темпом выполнения, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.

● После разучивания перед зеркалом артикуляционных упражнений можно переходить к их выполнению без зрительного контроля.

● Гимнастику желательно выполнять под счёт, с использованием картинок – символов, стихов и загадок, «Сказке о Веселом Язычке».

Учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад №34 г. Минска»  Козляковская Н. Я.

свернуть

Гимнастика для пальчиков и развитие речи.

Родителей всегда волнует, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Одним из важных аспектов развития малыша является развитие мелкой моторики и координации умений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Тонкую моторику ребенок развивает в результате манипулирования с предметами.
Неговорящий ребенок имеет, как правило, плохо развитую тонкую моторику.
Развитие тонкой моторики способствует развитию хорошей, связной, членораздельной речи, а также осуществляется воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга, центрами речи, косвенное воздействие на общее интеллектуальное развитие ребенка, подготовка к овладению навыком письма, компетентность малыша в предметном мире.

В первый год жизни малыш овладевает следующими навыками:

  • засовывает палец в различные отверстия в игрушках или мебели
  • захватывает игрушку, чаще двумя руками
  • ощупывает предмет, к которому прикоснулся
  • вкладывает один предмет в другой
  • вынимает предметы из коробки по одному
  • складывает предметы в коробку
  • исследует предметы с помощью рук
  • удерживает два из трех предложенных предметов
  • берет маленькие предметы пальцами, а большие - всей ладонью
  • держит в каждой руке по предмету
  • долго манипулирует понравившейся игрушкой
  • одной рукой перебирает пальцы другой
  • ломает на части, крошит кусочки булочки
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую

    Это развивает мелкую моторику рук.

    Заниматься можно с первых недель жизни:
  • мелкий массаж кистей и пальцев рук, воздействие на активные точки
  • выполнять простые игры упражнения, сопровождающиеся потешками (Сорока, Ладушки и т.д.)
  • учить малыша дотягиваться и захватывать предметы (шарики, палочки, валики), разные по фактуре и материалу, для развития осязания (2-3 месяца)
  • развивать навыки самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, молнии и т.д.)

Начиная со второго полугодия жизни, старайтесь разнообразить игры с малышом, чтобы стимулировать развитие тонких двигательных навыков (используйте вкладыши, конструкторы Лего, бусы, мозаики, кнопочницы, пуговичницы и т.д., арсенал Монтессори и Никитиных, игры с песком и водой, матрешки, пирамидки). 

свернуть

Артикуляционные и дыхательные упражнения

Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

■  «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

■  «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

■  «Паровозик свистит»  (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

■  «Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

■   «Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

■ «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

■  «Узнай, что это» (развитие обоняния и глубокого вдоха).

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

■  «Чья фигурка дальше улетит?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

■ «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

■ «Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

■ «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

■ «Новогодние трубочки-шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

■ «Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха).

Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

 

Для губ.

«Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

■ «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

■ «Заборчик».

Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.

■ «Хоботок».

Сомкнутые губы вытянуть вперед.

■  «Бублик», «Рупор».

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

■  «Заборчик» — «Бублик», — «Улыбочка» — «Хоботок».

Чередовать положение губ.

■ «Кролик».

Зубы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

■ «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

 

Для языка.

■ «Автомат», «Пулемет».

Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.

«Барабанщик», «Дятел».

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

■  «Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Веселая змейка» (развитие подвижности языка).

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

■ «Гармошка».

Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

■  «Горка», «Киска сердится».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

■ «Грибок» (растягивание подъязычной связки).

Рот открыть. Язык присосать к нёбу.

■ «Индюк» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка).

Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл...» (как индюк бол-бочет).

■  «Иголочка»,   «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

■ «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

■ «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

■ «Ковшик» (поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка).

Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

«Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

■ «Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх).

Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

■ «Маляр» (отработка подъема языка вверх и его подвижности).

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

■ «Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя...».

■ «Оближем губки», «Киска облизывается».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

■  «Почистим зубки».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Посчитаем нижние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается.

■  «Почистим нижние зубки» (удержание кончика языка за нижними резцами).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

■  «Приклей конфетку» (удержание языка вверху).

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

■  «Самолет летит» (вызывание звука близкого к [л]).

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

■  «Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений).

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу — это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы — это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам — третья.

■  «Трубочка», «Желобок».

Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

«Футбол», «Спрячь конфетку».

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

■  «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

■  «Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

■  «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

 «Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления).

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

■  «Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

свернуть