Советы педагога-психолога

Домашнее насилие

Чем же является домашнее насилие? Вы хотите уйти от насильника-партнера, но боитесь за безопасность детей? Выход есть всегда! Но прежде знайте, что все – и мужчины и женщины, имеют равные права в потребности комфорта и безопасности в собственном доме
развернуть

Общие дефиниции насилия в семье

Домашнее насилие - систематические физические, словесные, моральные и экономические оскорбления и принуждения с целью запугивания и получения власти одних членов семьи над другими. 

Если, в общем, насилие можно определить как действие, причиняющее физические страдания или ущерб другому лицу, то в домашнем насилии четко обозначены источник и точка приложения этого действия – семья.

Домашнее насилие - это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком внутри семьи.

Если в вашей семье, по отношению к вам или другим членам семьи применяется насилие, вам необходимо признаться в том, что эта проблема касается именно вас и осознать, четко осознать, что это не ваша вина. В очень сложной ситуации самым лучшим выходом будет обратиться за помощью и поддержкой к компетентным специалистам, обратиться за помощью в правоохранительные органы.

Поможет ли правоохранительная система?

В законодательстве Республики Беларусь акцент на домашнее насилие не делается. И в уголовном, и в административном кодексе ответственность наступает за типичные формы насилия - нанесение телесных повреждений, изнасилование, истязание, убийство. Некоторые формы насилия фактически уголовно не наказываются, если они совершены в рамках семьи. Милиция должна более серьезно подходить к вопросу предупреждения правонарушений в семье.

Как же всё-таки вести себя в таком случае? Если появились поводы для беспокойства, специалисты рекомендуют заранее принять ряд мер: иметь "аварийную" сумму денег, документы, одежду, лекарства для себя и детей; запасные ключи; заранее договориться с родственниками и друзьями о предоставлении убежища в случае опасности…

Если насилие уже проявилось - расскажите об этом тому, кому вы доверяете. Можно также договориться с соседями, чтобы они вызывали милицию, если услышат шум и крики из вашего жилища.

Если вас ударили, избили, обратитесь в травматологический пункт, сохраняйте порванную одежду, сломанные вещи, можно также воспользоваться фотоаппаратом, чтобы зафиксировать ситуацию. Все это может пригодиться при возможном судебном разбирательстве. Если работники милиции отказываются принять у вас заявление, требуйте встречи с их руководством, запишите имена и телефоны милиционеров.

Защищайте себя!

Консультирование и поддержка

Сегодня существует достаточно людей, специалистов и организаций, к которым можно обратиться в любой момент, если вы страдаете от насилия в семье. Это может быть поддержка со стороны священника, психолога, локальных групп поддержки и помощи, или других организаций, действующих благотворительно. Поэтому, если ситуация в семье неблагоприятная или уже проявляются первые признаки насилия по отношению к вам, следует позаботиться о своей безопасности. Так сказать, предупредить беду.

Почему стоит быть осторожным?

Исследователи, работающие с проблемой домашнего насилия, отмечают, что существует цикл насилия: замкнутый круг чередующих друг друга ситуаций, разорвать который для многих довольно трудно. Повторение вновь и вновь актов насилия по отношению к своим близким словно запрограммировано заранее и вытекает из логики динамичного развития насильственной ситуации.

Теория о циклическом характере домашнего насилия была представлена в 1970-е годы американской исследовательницей Lenore Walker и на сегодняшний день является общепринятой. Согласно её концепции, домашнее насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл действий, включающий в себя 3 стадии:

1. Стадия нарастания напряжения

Продолжительность: может длиться минуты или месяцы.

К первой стадии относится период, в течение которого нарастает напряжение в семье. Насильник начинает злиться по незначительным причинам или без причины, становиться раздражительным и ищет повод для выхода своей агрессии. Факт нарастания напряжения часто отрицается как пострадавшим(ей), так и виновником этого напряжения. Происходящее оправдывается стрессом, плохим самочувствием, неприятностями на работе и т.д. Во время нарастания напряжения Жертва старается снять это напряжение и во всем угодить партнеру. Жертва считает, что ответственность за происходящее лежит на ней. Иногда удается на какое-то время снять напряжение, но через какое-то время он вспыхнет с еще большей силой.

Часто Жертва чувствует, что не в состоянии контролировать происходящее в семье. И именно на этой стадии она может начать искать помощь вне семьи: у родственников, друзей, у специалистов.

2. Стадия активного насилия

Продолжительность: может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

На второй стадии скопившееся напряжение перерастает в акт насилия любой формы. Акт насилия почти всегда происходит без посторонних. Насилие может быть физическим, сексуальным или принимать различные смешанные формы, сопровождаясь оскорблениями и унижением. Обидчик очень часто перекладывает вину за совершенное насилие на Жертву.

3. Стадия: «медовый месяц»

Продолжительность: не продолжается долго.

К этой стадии относится период после совершенного насилия. Это период передышки, относительного спокойствия и раскаяния. Обидчик просит прощения, одаривает Жертву подарками, становится добрым и внимательным, во всем помогает Жертве и заботится о ней. Он делает все, чтобы искупить свою вину. На этой стадии обидчик может быть искренним. Жертва здесь верит его словам и обещаниям, что насилие больше не повториться. Именно эта стадия создает иллюзию о том, что возможно улучшение их жизни, что агрессор, наконец, все осознал и готов измениться. При этом обидчик все равно обвиняет Жертву и доказывает ей, что она сама его спровоцировала, но обещает, что такого больше не повториться.

Обидчик снова накапливает проблемы, рождающие агрессию, которую он выражает в семье.

Потенциальные угрозы

Ваш агрессивный партнер будет предпринимать попытки запугать вас тем, что если вы кому-нибудь признаетесь в том, что страдаете от насилия, то тот заберет у вас ребенка (детей). Помните! Ни одна социальная служба не отберет у вас детей, потому как просто не имеет на это права.

Если вы боитесь, что обидчик может обидеть (снасильничать) ребенка, незамедлительно обратитесь за помощью. Локальная группа поддержки  для людей, переживших насилие, юрист социальной службы, сектор охраны детства посоветуют вам, как защитить себя, как защитить детей, а так же, как ограничить контакты ребенка с агрессивным обидчиком.

свернуть

10 способов научить ребенка говорить!

  • Повторение – мать учения. Называйте все, что делаете, все предметы в доме, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придут папа, бабушка или гости. И, поверьте, результаты скоро дадут о себе знать.

  • Повторение за ребенком. Вам кажется нудным и бесконечным лопотание «ду-ду-ду»? А попробуйте хором! И тут же увидите, как весело это покажется вашему ребенку. И тут вдруг увлеченно затейте новую «песню» - «до-до-до». Повторяет? Продолжайте в том же духе, перебирая гласные. Это тренировка не только речевого аппарата, но и развивающая игра.

  • Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи. Давайте для игры совершенно разные предметы – круглые, шероховатые, ребристые, мягкие, липкие, шуршащие, гладкие и т.д. Чем разнообразнее, тем лучше. Не секрет, что многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками, крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками. Предоставьте ребенку выбор!

  • После года старайтесь избегать языка жестов. Попробуйте не реагировать на протянутую руку или тычущий пальчик, а отдавая вещь, говорите – скажи «дай». Постепенно усложняйте вариант – скажи «Мама, дай игрушку». Нужно выучить слова «пожалуйста» и «спасибо».

  • Активный интерес пробуждают звуки животных и подражание им – «му-му», «ав-ав», «ква-ква» и т.д. Попутно вы видите многих животных, рассматривая картинки в книжках.

  • Общайтесь с «говорящими» сверстниками или иногда с разговорчивыми детьми постарше. Желание подражать пересилит все неудачи.

  • Пойте песни! Даже если у вас нет слуха и голоса. Применяйте хитрый прием – вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «добрый доктор Айболит – он под деревом … лежит (идет, поет и т.д.)»

  • Ритмичные легко запоминающиеся стихи – это не только развлечение, но и обучение. Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый. Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание – и вы их услышите.

  • Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать. Старайтесь слушать внимательно, глядя в лицо. Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как? Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид. И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно придя с прогулки, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло. Например, папе. Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.

  • Старайтесь не окружать игровое пространство малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным участником. Исключаются фантазия, все действия, и ребенок привыкает, что ни процесс, ни результат игры от него не зависит. Играйте мячами, машинками, кубиками, пирамидками, матрешками.
свернуть

Неблагополучные семьи

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Детский мир – особый мир. Кому-то не хватает родительского тепла и внимания, кто-то замыкается в себе, не надеясь на понимание окружающих. Самое главное – мы должны сердцем понять и принять, что дети не виноваты в возникающих конфликтах и проблемных ситуациях. В первую очередь виноваты взрослые, не осознавшие в полной мере ответственности за своё поведение и отношение к детям.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутрисемейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом».

Если говорить о ранней профилактике семейного неблагополучия, то она должна быть органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными рисками общества, которые в нем присутствуют.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3.Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
 
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).
 
Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют
спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями учащихся используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка, и по его
поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
1. утомленный, сонный вид;
2. санитарно-гигиеническую запущенность;
3. склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
4. неумеренный аппетит;
5. задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;
6. чрезмерная потребность в ласке;
7. проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
8. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
9. трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:
1. в боязливости ребенка;
2. в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
3. в боязни идти домой;
4. в жестоком обращении с животными;
5. в стремлении скрыть причину травм.
свернуть

Формируем навыки самообслуживания у детей 2 – 3 лет

В три года у ребенка должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Возможно, эти навыки сформированы частично. В этом случае могут возникнуть трудности в процессе адаптации.
развернуть

В три года  у ребенка  должны  быть  сформированы культурно-гигиенические  навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем) и навыки самообслуживания. Возможно, эти  навыки  сформированы частично. В этом  случае могут  возникнуть  трудности  в процессе  адаптации. Особенно если  дома соблюдение режимных  моментов  и  сами навыки  осуществляется  в  отрицательно окрашенной  эмоциональной  обстановке.  Тогда  в группе малышу  будет сложно  выполнять требования  воспитателя  и он  будет  протестовать против них, избегать. Как следствие,  не принятие ребенком   обстановки  детского  сада и трудности  в адаптации.

Несколько рекомендаций родителям, как  обучать  малыша  культурно-гигиеническим навыкам:

  • обучение  проходит при совместной деятельности;
  • обучение должно быть постепенным, по мере овладения простым действиями, вводить более сложные составляющие;
  • при обучении осуществлять показ самого действия;
  • по мере  приобретения  навыка  доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается, взрослый подсказывает правильное  действие;
  • поощряются самостоятельные действия;
  • ласковый  голос, спокойное  и доброжелательное  отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки  делают процесс формирования навыка  более  привлекательным.

Учимся умываться

  • Завернуть  рукава  одежды
  • Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки
  • Смыть  мыло под струей воды
  • Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть). Еще раз  обмыть руки водой
  • Снять полотенце
  • Насухо вытереть  лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица)
  • Предложить посмотреть в зеркало.

Учимся пользоваться полотенцем.  Предложить ребенку:

  • Снять  полотенце  с крючка
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
  • Поменять руки местами

Все  действия сопровождаются оживленным  разговором  и, при необходимости,  показом.

Учимся пользоваться носовым платком

  • Знать  назначение носового платка
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
  • Самостоятельно  доставать платок  из кармана и использовать его по  назначению
  • Постепенно формировать  умение разворачивать и сворачивать  платок, аккуратно  класть его в карман
  • Обращать внимание на чистоту  носового  платка

Учим пользоваться расческой

  • Знать  свою  расческу и место, где она лежит
  • Показать  функциональное  назначение  расчески и формировать  навык  ее использования
  • Исключить возможность  пользования чужой расческой

 

Показатели воспитания культурно-гигиенических навыков 2 года – 2 года 6 месяцев

  • Уверенно держит в руках чашку, пьет из неё.
  • Ест самостоятельно.
  • Одевается и раздевается с помощью взрослого.
  • Может расстегнуть несколько пуговиц, застегнуть одну-две и развязать шнурки.
  • По напоминанию пользуется носовым платком и расчёской.
  • Может сам чистить зубы.
  • С небольшой помощью взрослого моет руки и лицо.
  • Сообщает о физиологических потребностях.
  • С помощью взрослого кладет вещи на место, убирает игрушки, поддерживает порядок.
  • Пытается исправить погрешность в одежде – отряхнуть курточку, поправить шапку и т.п.
  • Здоровается, прощается, благодарит.

 2 года 6 мес. - 3 года

  • Одевается с небольшой помощью взрослого, может застегивать пуговицы.
  • Самостоятельно раздевается, развешивает одежду.
  • Может сам обуться, правильно одевает левый и правый ботинок.
  • Придя домой, переобувается в домашнюю обувь.
  • Замечает непорядок в своей одежде и одежде других и стремится исправить его.
  • Выполняет посильные поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Знает свои бытовые принадлежности: своя чашка, тарелка, зубная щетка, полотенце и т.д.
  • Сам моет руки с мылом, вытирается, умывается, вешает полотенце на место.
  • Пользуется носовым платком и салфеткой.
  • Самостоятельно пользуется горшком.
  • Культурно ведет себя за столом, аккуратно ест.
  • Уважительно относиться к другим людям и с удовольствием оказывает им помощь: подаёт упавшую вещь, помогает бабушке найти очки или приносит дедушке газету, угощает и т.п.
  • Соблюдает правила поведения в обществе: не мусорит на улицах, не обижает животных, не ходит по газонам и т.д.
свернуть

Без папы…

Что важно знать маме, которая воспитывает ребенка одна.
развернуть

Счастливым ребенок может стать только в счастливой семьей. Но почему часто за этим понятием стоит непременное наличие обоих родителей? Ведь очевидно, что далеко не все полные семьи являются благополучными. Так же, как не все одинокие мамочки воспитывают несчастных детей.

Вероятно, счастье семьи заключается в чем-то ином.

Ребенок от рождения до 6-7 лет. Задача мамы: наполнить его чувством безопасности и принятия.

Для ребенка до 7 лет главный человек – мама. С ней он находится в теснейшем физическом контакте, ей вверяет свою жизнь, через нее воспринимает окружающий мир. Безусловная любовь – все, что требуется малышу в этот период. И лишь мать готова ее дать.

Папа в этот период в большей степени нужен маме, чем ребенку. В идеале он служит защитой  и опорой семьи, обеспечивает любимых материально, поддерживает жену эмоционально.

Как одинокой мамочке не погрязнуть в бытовых заботах, проблемах, тревогах? В первую очередь, нужно понять, что все в ее руках: она может стать для себя как источником страданий, так и аккумулятором для выработки внутренней силы. Вам ближе второй вариант? Значит, ваша задача:

  • Переименовать свой статус и поверить в него. К примеру, называть себя не матерью-одиночкой, а счастливой мамой;
  • Не стесняться принимать помощь родных и знакомых – в любых проявлениях;
  • Не ограничивать свой круг общения. Нелегкая задача стать для ребенка и мамой, и отцом пугает и заставляет все свое время отдавать малышу. Но это не пойдет на пользу в первую очередь ему самому. Живите активной социальной жизнью, не захлопывайтесь как улитка, в раковине материнства;
  • Не отчаиваться, если приходится много времени отдавать работе. Час времени перед сном, всецело посвященный ребенку, заменит суточное нахождение рядом мамы, все внимание которой поглотили сериальные страсти и виртуальное общение.

Ребенок старше 7 лет. Задача мамы: помочь ему в формировании мужского и женского образа.

Если для мальчика папа – образец поведения, а мать закладывает основы его мироощущения, то для девочки все в точности наоборот. Мама является примером для подражания, а папа закладывает фундамент ее отношения к жизни.

С 6-7 лет мальчики активно перенимают мужское поведение: пытаются пользоваться бритвенным станком, со знанием дела рассуждают об автомобильных новинках и втайне от матери употребляют «крепкие словечки». Мама же служит  этаким пристанищем в суровом мужском мире: с ней можно проявить свою детскую слабость и даже поплакать, пока никто не видит. Она – душа мальчика, которую когда-нибудь он раскроет перед своей избранницей.

Девочки, следуя маминому примеру, начинают активно кокетничать, интересоваться косметикой, модой и кулинарией. А папа становится их защитой и поддержкой, источником уверенности в себе. Вполне логично, что основные проблемы в неполных семьях возникают тогда, когда перед глазами мальчика нет мужского примера для подражания, а девочка не чувствует опору.

И нужно бить тревогу, если мама изо дня в день повторяют:

«Мой бедненький сыночек»

Такая мама не разрешает сыну играть в футбол, провожает до школы (при этом сама несет его рюкзак), вызывает «скорую» при первом чихе. И не понимает, что чрезмерной опекой  уничтожает в сыне зарождающуюся силу, твердость  и стойкость. В итоге он или превратиться в бесхребетное  существо, которое  мужчиной не назовешь, или закроется броней маскулизма, под которой надежно спрячет мягкого и инфантильного  маменькиного сынка.

Выводы:

  1. Научитесь относиться к мальчику как к мужчине, даже если он еще мал. Вы несете тяжелые сумки из магазина? Пусть он возьмет у вас посильную для него ношу. Устали, придя домой? Попросите его разложить продукты. Помогая маме, сын будет счастлив, ведь он, как настоящий мужчина, заботится о ней!
  2. Обязательно запишите сына в спортивную секцию

«Будь мужиком»

Такие матери из-за страха превратить сына в «девчонку» берут на себя отцовские функции. Подзатыльники, наказания, команды и приказы непременно  входят в арсенал воспитательных мер. Но женщины  забывают, что отцовская критика – это просто критика, материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Он либо начнет бороться за то, чтобы стать для мамы любимым и значимым, либо сдастся и вырастет эмоционально холодным, непробиваемым существом, не способным на проявление каких-либо чувств.

Важно! Наверняка  в вашем окружении имеются дедушки, дяди, друзья-мужчины. Организуйте их совместный досуг с вашим сыном: игры на свежем воздухе, велосипедные прогулки, разговоры «за жизнь». Важно, чтобы мужчина-наставник нравился мальчику, а тот, в свою очередь, был заинтересован в ребенке, неравнодушен к нему.

Вывод: спокойно пользуйтесь своим материнским правом принимать сына вместе с его неудачами и промахами. Не переживайте: «мужскую закалку» он найдет в окружающем мире. Школа и спортивные секции обеспечат его необходимой долей суровости.

«Ты должна быть сильной»

Говорят одинокие мамы своим дочерям, не понимая, что тем самым обрекают их на одиночество, ведь в жизни сильных женщин не остается места для настоящих мужчин.

Выводы:

  1. Рассказывайте девочке о папе – о том, как он завоевывал вас, красиво ухаживал, как однажды защитил от хулиганов. Обрисуйте в деталях образ сильного, смелого и достойного мужчины. Пусть он навсегда поселится в сердце вашей девочки.
  2. Впустите мужчин в вашу маленькую семью. Дедушка, дядя, мальчики-одноклассники… Не лишайте девочку опыта отношений с сильным полом. Важно, чтобы опыт был положительным. Для этого много не надо: комплимент новому платью, предупредительно распахнутая дверь, поданное пальто, шоколадка к чаю.

Важно!

  1. Часто одинокие женщины, движимые страхом чего-то «недодать» ребенку, выбиваются из сил. Сломя голову несутся с работы, чтобы отвезти сына в спортивную секцию, берут подработки на выходные, чтобы купить дочери платье ее мечты, а потом плачут в подушку от усталости и жалости к себе. Мамочки, не приносите свою судьбу на алтарь мнимых детских интересов!  Дети не оценят таких подвигов, ведь им нужно только одно – счастливая мама рядом. Та, которая не скажет впоследствии ни в чем не повинному отроку: «Я на тебя всю жизнь положила»
  2. О бывшем муже или хорошо, или ничего! Если женщина осталась одна в результате развода, чаще всего она таит обиду на бывшего мужа, и это всегда проскальзывает в ее словах. Но, поняв однажды, что папа – это частичка детской души, мама вряд ли посмеет говорить о нем гадости.

Всем известно, что в каждом человеке присутствуют мужское и женское  начало, а мама и папа – их живое воплощение. Но если отца рядом нет, задача матери состоит вовсе не в том, чтобы заменить папу или найти нового. Образ мужчины вполне может сформироваться и без его реального участия. Нужно только расслабиться и … любить. Себя и ребенка. Но любить – это не значит приносить себя в жертву и отдавать последние  силы. Любить – это принимать жизнь и все, что она преподносит, с благодарностью.

свернуть

Психологическая готовность родителей к школе

Волнительное это дело — первый раз в первый класс. Будто бы отдаешь ребенка в чужой и незнакомый мир. Что же все-таки нужно, чтобы ребенок успешно начал свой путь к самостоятельности и независимости?
развернуть

Волнительное это дело — первый раз в первый класс. Будто бы отдаешь ребенка в чужой и незнакомый мир. Что же все-таки нужно, чтобы ребенок успешно начал свой путь к самостоятельности и независимости? Можно ли быть уверенным, что ребенок, читающий, знающий названия всех континентов Земли, марки машин и имена всех героев популярных мультфильмов, будет успешным в школе? Вовсе нет.

Многие родители начинают задумываться об образовании ребенка задолго до школы. Но редко кто осознает реальную сложность школы. Не только учебы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.

Действительно, понимают ли взрослые, что учиться трудно? А главное – готовы ли сами родители к школьным трудностям и к школьным неудачам своих детей? Психологическая готовность родителей к школе является важным фактором успешного перехода ребенка на новый уровень развития, чем обусловлено начало школьного обучения.

Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. И здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и поддержки.

Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши успехи до школы, чем больше внимания мы уделяем детям, тем выше родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи. К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей, очень горькими бывают разочарование, огорчение, растерянность, когда у малыша, на которого возлагается столько надежд, неудачи следуют одна за другой. Родители в таких случаях часто бывают нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намерениями». Но какими бы ни были оправдания, раздражение, крики, выяснение отношений, наказания – все это дополнительные стрессовые ситуации, это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и создает новые проблемы.  Кому-то по силам все школьные нагрузки и в 6 лет, а кому-то полезнее провести еще годик дома или в детском саду. Не потому что ребенок к учебе не готов, а потому что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объему школьных нагрузок, с которыми он должен будет справиться. И дело здесь не только и не столько в уровне интеллектуального развития ребенка, сколько в возрастных особенностях его функционального развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья, но об этом мы почти не задумываемся.

Памятка родителям будущих первоклассников:

  1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.

  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.

  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на первоначальном этапе овладения учебными навыками.

  6. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

  9. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
свернуть

Родителям выпускников

Быстро пролетают годы дошкольного счастливого детства. Неумолимо бежит время. Казалось бы - вот так совсем недавно, будто вчера, Ваш малыш только пришел в детский сад. Но вот уже и заканчивается беззаботная пора и родители будущих выпускников волнуются, переживают и задают вопросы.
развернуть

Какие документы необходимы для поступления в школу?
Ответ:
- Медицинская справка
- Копия свидетельства о рождении.
- Заявление о приеме в школу на имя директора.

Обязательно ли ребёнок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Ответ:
Необязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту мыслительную операцию, не стоит их подгонять! Навык чтения и письма формируется по специальным методикам (формируются представления о речи - письменной и устной, о звуках и буквах). Основными умениями при чтении являются - понимание прочитанного, умение анализировать текст и отвечать на вопросы о прочитанном.

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс?
Ответ:
- Знать свое имя и фамилию, домашний адрес, имена членов своей семьи.
- Знать времена года, месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
- Уметь объединять предметы в группы - посуда, мебель, животные, одежда, транспорт, растения и т.д.
- Уметь находить в группе предметов лишний (например, из группы "овощи" убрать лимон).
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: профессиях, явлениях живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за; временные представления: вчера-сегодня-завтра, утро-день-вечер.
- Уметь культурно общаться с другими детьми и взрослыми, пользоваться правилами этикета.
- Слушать взрослых и понимать обращенную речь.
- Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

Зачем нужна школьная форма в 1 классе?
Ответ:
Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь все дети: надев форму - они теперь первоклассники!

Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?
Ответ:
Конечно, режим дня первоклассника должен быть специально организован. Уроки в школе длятся 35 минут, в середине каждого урока проводятся 1-2 физкультминутки. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, для того чтобы им было легче привыкать к новому виду деятельности - учебной. Домашний режим тоже стоит спланировать заранее: определить время для приготовления уроков, игр, прогулки и дневного сна.

Можно ли носить в школу мобильный телефон?
Ответ:
Конечно, в школе запрещены звонки по телефону во время уроков. Первоклассники же часто поддаются искушению позвонить маме по любому поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может вызвать нездоровый интерес у других детей, его можно потерять.  В любом случае, давать или не давать телефон ребенку в школу нужно решать в индивидуальной беседе с классным руководителем.

Можно ли давать ребенку в школу деньги?
Ответ:
Можно и даже нужно  учить ребёнка  тратить деньги, совершать покупки. Но трата денег детьми этого возраста должна находиться под строгим контролем родителей.

Что делают дети на переменах в школе?
Ответ:
Отдыхают. Причем, отдых должен быть активным. После урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходима разрядка. На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности и школьники случайно не поранили друг друга, подражая поведению героев современных фильмов.

Можно ли носить в школу игрушки?
Ответ:
Да, можно. Игровая деятельность еще значима для ребенка-первоклассника, а любимая игрушка зачастую олицетворяет любимого друга, с ней можно играть на перемене с друзьями. Конечно, игрушка не должна быть громоздкой или звучащей. 

Задают ли в 1 классе домашние задания?
Ответ:
Домашних заданий в 1 классе нет. Однако, если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки счета, чтения и письма, не отказывайтесь от тренировочных заданий, которые может предложить учитель.

Почему учителя не ставят оценки в 1 классе?
Ответ:
В 1 классе обучение действительно без оценок. Это оправданно тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника. В первом классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка всегда присутствует в работе учителя с учеником. На этом этапе особенно важно, чтобы она была позитивной.

свернуть

Какие на вкус пальчики?

Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец... Какие-то навязчивые движения и действия, похожие на ритуалы. О чем они свидетельствуют и говорят? Серьезно ли это?
развернуть

- Он просто у меня ненормальный какой-то, - уже несколько минут жалуется мать, гневно посматривая на ревущего малыша. - Три года исполнилось на той неделе, а он, как маленький, сосет палец. Сколько я ему говорила, сколько я ему объясняла... Все понимает, а делает мне назло. Недаром я не хотела иметь детей. Одни лишь хлопоты и недоразумения.
   
Такая мама может жаловаться еще хоть несколько часов, но двух последних фраз ее достаточно, чтоб выявить причину навязчивой привычки у ребенка. 

Он нежеланный и нелюбимый - и это главный пусковой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь. А если явное неприятие? Наверное, нашего воображения не хватит на то, чтобы представить, как страдает ребенок, какие переживания беспокоят его. И он невольно находит достойное успокоительное средство, и это средство - сосание пальца. И, очевидно, здесь кстати вспомнить исследование, где обнаружено, что даже до рождения ребенка, при неблагоприятном течении беременности у матери беспокойство плода выражается сосанием пальца. Присмотритесь к Вашему малышу в эти моменты: он как будто бы забывается, прикрывая глаза, отключаясь от внешнего мира и даже причмокивая от удовольствия, словно испытывает блаженство.

Сравните такое состояние ребенка с тем, в каком Вы привыкли видеть его ежедневно: неторопливый "копуша", вечно тосклив, вечно печален, вечно серьезен, не улыбнется даже, а не то чтобы высказать удовольствие. И вдруг такая метаморфоза. Притворщик, что ли? Нет, не притворщик, - просто это способ самозащиты и утверждения своего "я".

Как неудовлетворенный инстинкт сосания, привычка сосания пальца уже проявляется с трех месяцев жизни, когда очень выражена потребность ребенка в сосании, и он уже так управляет движениями, что может попасть пальчиком в рот. Обычно к году все это проходит. Когда же привычка не исчезает в указанный срок, перешагнув из раннего в дошкольное детство, или исчезнув, возникнет вновь после трех лет - это сигнал дискомфорта ребенка. Что-то его беспокоит, что-то не ладно, что-то не так. Если ребенок к тому же впадает в младенчество (частично утрачивает приобретенные навыки, более детской становится речь) - это свидетельство явного неблагополучия, что-то жестоко травмирует психику малыша.

Что же способно травмировать психику, если Ваш ребенок - желанный?

Прежде всего, отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Дефицит детского общения и игрушек, строгость родителей, их постоянные "нельзя". И самое главное, если в семье есть алкоголик. Этим детям сосание пальца компенсирует недостаток внимания, уменьшая их одиночество и неразделенность чувств.

Не переживайте, что эта привычка отразится на прорезывании постоянных зубов. К моменту прорезывания зубов она, как правило, исчезает. Вы позаботьтесь лучше, чтоб малышу было радостно жить.

В   основном сосут пальцы ослабленные болезнями дети, с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями, кишечными инфекциями и невропатией. При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.

Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же. Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, "шмыгают носом", облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов. Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку "шмыгать носом", а часто пересыхающие губы - к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.

Иногда волнует родителей и привычка грызть ногти. Она редко бывает в 3 года, появляясь чуть позже. Появление этой привычки - признак нервности и беспокойства. Ногти "сами" грызутся и "сами" кусаются, дети даже не знают "когда". А "когда" - это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство.

Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма - все тревожащее ребенка может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папой хотят в нем видеть "вундеркинда", перегружая его интеллект. И этим усиливая нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдованный круг. С одной стороны, родители возмущены "дурной" привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой - своими непомерными притязаниями культивируют ее. И все это ложится на хрупкие плечи ребенка. Кто прав здесь и кто виноват?

Как надо вести себя родителям с ребенком, имеющим патологические привычки:
- Попытаться понять его.
- Не сердиться.
- Поддержать веру в себя.
- Успокоить и объяснить, что все это пройдет.
- Лишний раз похвалить и отвлечь от всех мрачных мыслей.
- Не ругать, не наказывать.
- Сделать жизнь приятной, а главное - полюбить его.
- Придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками.
- Разнообразить игрушки.
- Наладить его детские контакты.
- При грызении ногтей, сверх этого, уменьшить интеллектуальные перегрузки.
- Исключить на время возбуждающие мероприятия, вплоть до просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок.

Как не надо вести себя родителям с ребенком, имеющим патологические привычки: 
- Раздражаться и злиться на него.
- Пытаться эту вредную привычку запретить и переломить ребенка.
- Постоянно контролировать и угрожать.
- Наказывать.
- Забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами.
- При грызении ногтей разжигать честолюбивые мотивы.
- Всегда и постоянно во всем подчеркивать свою нелюбовь.

свернуть

Для чего ребенку нужны друзья?

В дружбе, как и в любви, есть тайна. Легче объяснить ее на примерах, чем докопаться до скрытых механизмов зарождения.
развернуть

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает "угроза" его благополучию, ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет.

Для 2-3-летнего малыша это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры. В этом возрасте контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в свое, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.

Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры. Любимая игрушка в руках другого ребенка уже не вызывает панического страха ее потерять. Усвоив закон "очередности" и отдавая на время свое "сокровище" товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку. А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком и можно строить домик. Так возникает сюжетная игра, настолько привлекательная, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

К 7 годам время игры удлиняется, и дети как бы обособляются. Общение по поводу игры становится общением, иногда и вовсе с ней не связанным. Дети в этом возрасте уже могут обмениваться мнениями о прочитанных книгах, рассуждать о событиях, известных им по разговорам взрослых, сравнивать свои умения и знания, выражать свое отношение к другим детям и даже посплетничать. Но самое главное теперь – стремление завоевать уважение сверстника.

7-летний ребенок озабочен не столько тем, с кем и во что поиграть, сколько своей репутацией у тех детей, мнением которых он дорожит. Завоеванный авторитет ребенок будет отстаивать всеми силами, готовый даже поменять уже сложившиеся стереотипы собственного поведения, если сверстники их не одобряют. Такая группа других детей, значимых для малыша, дает ему психическую стабильность и эмоциональный комфорт.

Гляжусь в тебя, как в зеркало.

А если такой группы у ребенка нет? Если отношения со сверстниками не сложились и его контакты с ними по-прежнему противоречивы, как у 3-летних? Действительно ли сверстники так важны? Не могут ли родители или близкие взрослые заменить ребенку дефицит общения со сверстниками? Единого мнения по этому поводу нет. Одни психологи считают, что взрослый способен дать ребенку все, если включится в детскую игру как полноценный партнер. Другие не согласны с этим: взрослый просто не в состоянии уделять ребенку столько времени, сколько необходимо для игры, а умение, пусть даже на время, "впадать в детство" разрушает его родительский авторитет и сбивает с толку ребенка. Взрослый и сверстник играют каждый свою неповторимую роль – важно знать, какую именно. Осознание своих индивидуальных качеств, способность оценивать себя в разных ситуациях – не являются врожденными. Первоначально они формируются у ребенка в общении с самыми близкими людьми. И роль родителей здесь неоспорима. Окружающие нас люди – своеобразные невидимые "зеркала". Их отношение к нам, оценки наших поступков – по сути наше "отражение", оно и закладывает основу нашего самосознания, нашей личности.

Сначала таких "зеркал" в жизни ребенка мало. Первоначальные сведения о себе малыш получает от мамы – и это "зеркало" самое доброе и сочувственное: в нем младенец отражается только в своих превосходных чертах. Он еще ни в чем не преуспел, а его уже любят, им восхищаются, окружают заботой, обеспечивая тот уровень комфорта и безопасности, без которого ему просто не выжить.

Одновременно безграничная любовь матери закладывает самую фундаментальную основу его личности – положительное отношение к себе, ощущение безопасности окружающего мира, чувство доверия к людям. По мере взросления и появления первых требований к ребенку и порицаний, он, ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых, будет активно осваивать новые способы поведения и действия, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.

Впервые опыт общения с родными и приятелями подвергается серьезному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новым взрослым и сверстниками – необходимо заслужить. Да и отражение в новых "зеркалах" не всегда "льстит" ребенку. Большинство детей справляется с этой ситуацией: отношения с новыми людьми, взрослыми и малышами, постепенно налаживаются. Разница отражений в домашних и посторонних "зеркалах" либо сглаживается, либо остается значительной, но скорее обогащает ребенка новым знанием о себе, нежели травмирует его.

Иногда новые "зеркала" становятся важнее прежних, поскольку в них дети и взрослее и самостоятельнее. В любом случае расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими – важная часть его общего развития. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и обретает способность к познанию своего Я с новых сторон, что, безусловно, ему как личности очень важно. Он как бы обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого.

Контактный и замкнутый ребенок.

Однако не у всех детей "выход в свет" протекает успешно. Бывает, что ребенок долго и мучительно ищет свой путь к другим детям и не всегда его находит. Чем это чревато? Не преувеличиваем ли мы роль сверстников? Быть может, наш малыш просто самодостаточная личность, он намного опережает ровесников в развитии, с детьми ему скучно, вот он и играет в одиночку?

В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий малышей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит.

Но есть дети, которых сверстники активно отвергают. Это не всегда драчуны и "агрессоры". Нередко это малыши, которые в силу тех или иных причин резко отличаются от сверстников поведением, внешним видом, интеллектом, порой, существенно опережающим средний уровень. Причины, по которым одни дети всегда оказываются заводилами и без труда осваиваются в любой компании, а другие либо не хотят, либо не могут завоевать расположения сверстников, все еще не до конца ясны.

Одни психологи полагают, что общительность – наследственная черта характера. Другие объясняют ее ранним жизненным опытом малыша: если в первые недели жизни он в достаточной мере получил тепла, заботы и любви, он обрел своеобразное чувство "доверия к миру", которое и делает его активнее, смелее и общительнее сверстников, выросших в строгих рамках кормления по часам и т.д.

Последнее время наметилась довольно тревожная тенденция – младшие школьники как будто разучились играть вместе. Их контакты кратковременны, малосодержательны и непродуктивны, словно у них начисто пропал дар общения с себе подобными. В ряду главных причин психологи в первую очередь выделяют демографический кризис: многие дети растут без братьев и сестер. Отсутствие таких близкородственных детских контактов обедняет социальный опыт ребенка, его мышление не ориентируется на коллективные формы игры.

Если отсутствие общения с братьями или сестрами в семье у ребенка не компенсировалось разновозрастной дворовой компанией и он не посещал детский сад, то, по имеющимся данным, и в его учебе неизбежны осложнения. Более того, неконтактным детям грозит не только академическая неуспеваемость – они, как правило, хуже адаптируются к новым условиям, часто растут излишне мнительными и тревожными или слишком самолюбивыми. В подростковом возрасте у них возникают сложности в общении с противоположным полом, они хуже делают карьеру в зрелом возрасте и, как правило, не очень счастливы в семейной жизни. Эти данные опровергают некоторые сложившиеся у нас стереотипы.

Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательства взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей нужно специально учить играть вместе. Сегодня это делать необходимо. То, что отношения детей, сталкивающихся на игровых площадках, в детском саду или школе, когда-то складывались легче и быстрее, объясняется тем, что первый опыт общения с другими детьми ребенок получал в семье (своей, соседской, близкородственной). Этот опыт общения под присмотром взрослого создавал впечатление стихийно складывающегося, хотя таковым не был.

Стоило измениться жизненному укладу нового поколения – и ребенок оказался в вынужденной изоляции от сверстников. Он, конечно, не разучился играть, но коллективные игры все чаще заменяет игра в одиночку, иногда даже и не с игрушками, а с компьютером. Результат – формализация детских отношений, агрессивность, эмоциональная глухота к другому ребенку. И это далеко не так безобидно, как может показаться на первый взгляд.

Ребенок, не прошедший "школы" общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет "говорить" со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться, впасть в депрессию. Круг замыкается.

Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики. Почему все так сложно со сверстником? Наверное, потому, что в поисках друзей за пределами семьи ребенок ищет "доброе зеркало", в котором его отражение было бы максимально приближено к тому, что он привык видеть дома. Вынужденный проводить много времени среди "беспощадных" зеркал, он не выдерживает и ломается, а расположить к себе других он просто не умеет. Найти друга, в конечном счете, означает самому создать такое зеркало в руках другого человека, в которое хотелось бы смотреться, не испытывая отвращения к себе.

Как помочь ребенку.

Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Конечно, самые первые уроки общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность наших детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна.

Один 6-летний мальчик, постоянно терроризируемый детьми постарше на игровой площадке, все пытался найти способ гасить их враждебность: демонстрировал свою ловкость, уступал их требованиям уйти и не мешать, отдавал им свои конфеты – ничего не помогало. Однажды он вернулся домой окрыленным – ему показалось, что он нашел это волшебное средство: "Мама, я сказал им, что скоро иду в первый класс, и они меня почти не обижали". Он и позже пытался гасить так агрессивность сверстников, пока не осознал, что у каждого агрессора свои мотивы и в каждом случае нужен свой подход.

Рано или поздно ребенок овладевает подходящими к каждому конкретному случаю способами воздействия на сверстников, а пока его ни на минуту нельзя оставлять наедине с этими проблемами. От того, как сложится опыт его общения с ровесниками в конце дошкольного и начале школьного периода, зависит, какую компанию он выберет в подростковом возрасте.

Детская компания – довольно жестокое сообщество. Неспособный вписаться в группу – безжалостно изгоняется. Не всегда в этом его вина – работают пока малопонятные науке механизмы взаимных симпатий и антипатий. Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет. Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении.

Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться и неэгоистичен. На его популярность оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый.

Как показали опыты, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг.

Стихийно отношения сверстников не всегда складываются успешно, оставляя зарубки в душе не только "обижаемого", но и "обидчика". Но ребенка нельзя оберегать от сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача: систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать либо нашей родительской опорой, либо колоссальной помехой.

Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

свернуть

Как наказывать ребёнка. Методы наказания

Как бы ни хотелось нам воспитывать детей не используя наказаний, это редко возможно в реальной жизни. Применяя наказания, мы советуем руководствоваться всего одним, но самым важным принципом: "Наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью детей".
развернуть

1. Замечание, предупреждение
Их основная цель показать ребенку, что его поведение выходит за рамки приемлемого. Замечание может быть выражено, одним словом или даже жестом: поднятый вверх палец, твердый взгляд в глаза, приподнятые брови, имя ребенка, произнесенное низким голосом и т.д. Предупреждение может выражаться так: присядьте рядом с ребенком, посмотрите ему в глаза, возьмите за руку и скажите низким голосом: «Если ты еще раз ударишь кошку, мне придется отправить тебя в «тихое место». Я наблюдаю за тобой!».

 2. Минута тишины
Вы сделали замечание и предупреждение, но это не сработало. Назначьте минуту тишины.

3. Выговор ( порицание)
Выговор (порицание) отличается от предупреждения тем, что уже сам по себе выговор является достаточно серьезным наказанием, но его не всегда можно использовать. Сначала нужно объяснить ребенку, что именно в его поведении заслуживает выговора, какое правило он нарушил, затем необходимо удалить объект проступка. Например: «Нельзя бить животных! Мне придется забрать котенка, пока ты не сможешь соблюдать это правило».

4. Лишение чего-либо желанного и приятного
Достаточно популярный метод, который, однако, используется, на мой взгляд, слишком часто.  Прежде чем применять этот метод - соотнесите весомость проступка и наказания! Иногда родители пользуются этим приемом просто для того, чтобы не делать что-либо самим: обещал ребенку пойти в кино, а самому еще надо в машине покопаться, в парикмахерскую сходить, поспать или перестирать кучу белья – в такой ситуации любой проступок ребенка просто повод отказаться от обещанного, но это не правильно! Никогда не наказывайте детей лишением карманных денег, рождественских подарков и подарков на дни рождения.

5. Лишение внимания
Самый простой в применении метод. Если вас не устраивает поведение ребенка, просто встаньте и выйдите из комнаты.

6. Игнорирование
Вы решили применить один из самых популярных методов - игнорирование. Очень важно сообщить детям, что именно заставило вас это сделать. Если мама просто надулась и не понятно, почему не разговаривает, не смотрит в глаза, выходит из комнаты, любой ребенок поймет, что-то не так. Но что именно? Использовать этот способ можно очень осторожно, т.к. он требует хорошей подготовки со стороны родителей, и приемлем не для всех детей. Чаще всего в результате его применения, у ребенка формируется чувство вины, а это неправильно. Обязательно надо сказать, какие именно действия вы ожидаете от провинившегося.

7. Тихое место
Выделите в доме место, где ребенок будет проводить несколько минут за совершенные проступки. Количество времени зависит от возраста ребенка: 5 лет – 5 минут, 8 лет – 8 минут и т.д. Поставьте в это место табуретку или стул, для маленьких детей можно положить одну игрушку. Объясните ребенку, за что и на какое время он может оказаться в этом «тихом месте», поместите недалеко часы, чтобы малыш сам мог выйти, когда время истечет.  Можно ожидать от ребенка извинений. Если проступок совершен, сделайте сначала предупреждение, в случае, когда это не привело к изменению в поведении, подойдите к ребенку, присядьте и объясните, за что он будет наказан, затем твердо возьмите его за руку и посадите в «тихое место». «Тихое место» называется подобным образом именно потому, что там нельзя разговаривать. Если ребенок покинул стул до установленного времени, возьмите его за руку и верните на место. Повторите это столько раз, сколько будет необходимо. Доведите начатое до конца, как бы тяжело вам не приходилось. Не проявляйте негодования и не злитесь на ребенка, вы преподаете урок жизни, не все дети в состоянии усвоить материал сразу. 

свернуть

Если осенью в детский сад...

Большинство родителей считает, что подготовить ребенка к школе необходимо. Но мало кто задумывается о том, что готовность к детскому саду не менее важна. Если вы на семейном совете решили, что малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.
развернуть

1. Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

 

3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время, хорошо если это будет утром. По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее.

 4. Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

 

5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

 

6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания.

 

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

7. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.

 

Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с "дежурной" мамой.

8. Еще несколько слов об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

свернуть

Мальчики и девочки - два разных мира

Не забывайте, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное -по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы - взрослые.
развернуть

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.


Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь гораздо больше.

Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка.

Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.

Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы!

Помните, для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок! Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство над ним в знаниях.

Запомните: маленькие Дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка -сигнал неблагополучия.

Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - "не навреди"!

свернуть

Магические слова

Чувствуя поддержку родителей, ребенок растет сильным, счастливым и уверенным в себе. Дети хотят и должны снова и снова получать позитивные послания от своих родителей. Не нарочитые, а соответствующие обстоятельствам.
развернуть

"Я рада, что ты у меня есть"
Маленькие дети верят, что именно они двигают мир, делают так, чтобы что-то происходило. Они думают, что солнце всходит потому, что они так хотят, и точно так же они считают себя - со своей точки зрения - ответственными за все остальное, например, за семейные заботы, несчастные случаи, ссоры. Тем более ребенку нужна уверенность в том, что вы счастливы оттого, что он у вас есть.

Ни в коем случае нельзя позволять себе высказывания типа: "Из-за тебя я должна от всего отказываться"

"Я тебя люблю"
Дети должны верить в то, что их любят ради них самих, Поэтому ни в коем случае нельзя связывать это чувство с какими-нибудь условиями ("Сперва убери в комнате") или с тем, что ребе нок делает (Ты мне наврал, теперь я тебя больше не люблю"). Ребенку будет понятно, если ему скажут: "Я тебя очень люблю, но то, что ты бьешь братика это нехорошо."

"Я тебя понимаю"
Потерял плюшевого мишку, брошен другом, боится темноты - все это для ребенка большое горе. В таких случаях малыш нуждается в сочувствии и утешении. Попытки ободрить его словами типа: "Это всего лишь игрушка", "Зачем тебе такой придурок" или "Привидения на самом деле не существуют" - ребенку непонятны. Они - из мира взрослых, основаны на опыте, которого у ребенка еще нет.

"Ты сильный"
Поощрение и одобрение нужны детям и в отношении того, что родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Слова "Хорошо сделал", "Я знала, что ты это можешь" или "Мы тобой гордимся" воодушевляют малыша. С другой стороны, такие ярлыки, как "плакса", "размазня" "рохля", или заявления вроде "Вечно ты проигрываешь" или "Ты совсем не умеешь дать сдачи" могут надолго подорвать его веру в себя.

 "Ты обязательно справишься"
Исследование мира не обходится без неудач и "аварий". Тогда родители тут же бросаются к своему чаду. Но чтобы стать приспособленными к жизни взрослыми, дети должны учиться самостоятельно находить решение своих проблем. Вместо того, чтобы говорить: Дай, я сама сделаю", следует ободрять ребенка в случае какой-нибудь неудачи: "Попробуй еще раз, я уверена, что скоро у тебя все получится". Это поднимает его дух, дает моральную опору. Ребенок будет несчастлив, если вы то и дело подрываете его веру в себя словами: "И что только из тебя вырастет?"

 "Я тебе доверяю"
Дети с большим пылом стараются оправдать оказанное им доверие. Только зная, что в них верят, они, в свою очередь, могут испытывать доверие к другим. Если родители постоянно сомневаются в своем ребенке - "Вряд ли что-то получится...", "С тобой никогда не знаешь...", "Ты же этого не сможешь..." - маленький человечек, в конце концов, обиженно замыкается в себе, чувствует себя непонятым, покинутым.

 "Мы всегда с тобой"
Что бы ни случилось, мои родители всегда мне помогут - это знание помогает многое преодолеть. В ежедневной суете не всегда есть возможность отложить все в сторону и заняться исключительно ребенком. Но вы можете его утешить: "Интересно! Сейчас я закончу свои дела, тогда у меня будет время, и ты сможешь подробно рассказать мне обо всем". Ребенку это будет понятнее, чем, если бы вы сказали: "Сейчас я не могу".

Правило на все случаи:
Извиняйтесь, если с языка сорвалась, что по-человечески понятно, какая-нибудь резкость: "Прости, я была не права. Ты же знаешь, что я тебя люблю."    

свернуть

Что таит в себе коробка с карандашами?

Вашему малышу очень нравится рисовать? Прекрасно! Не упустите этот шанс заглянуть во внутренний мир своего ребенка.
развернуть

Рассмотреть, что рисуют дети можно по-разному:

- что изображено,
- как нарисовано,
- чем раскрашено.

 Для начала давайте обратим внимание на палитру красок.

Какие цвета в первую очередь приятны для вас? Не спешите сразу отвечать на этот вопрос, попробуйте забыть о "модных новинках этого года" и не думать, какой цвет интрьера у вас дома. Расположитесь в вашем любимом кресле так, чтобы вам было комфортно и вас ничего не тревожило, закройте глаза. Подумайте, какой цвет вызывает у вас больше всего позитивных эмоций, а какой, наоборот, неприятен для вас или просто не нравится.

Вы можете быть удивлены результатами такого эксперимента. Ведь цвет, который до сих пор был вашим любимым, может вытеснить другой, совершенно неожиданный оттенок. И в этом нет ничего странного, так как вы переосмыслили свои устоявшиеся предпочтения.

Дети, в отличие от взрослых, не пытаются спрятать поглубже свой внутренний мир, и всё это как нельзя лучше выражается на бумаге. Предложите малышу изобразить на рисунке двух человек: одного доброго и привлекательного, а другого злого и некрасивого. На нарисованном цветными карандашами рисунке можно с легкостью определить, кто из них злой, а кто добрый. Однако в обесцвеченном варианте, лишенном ярких красок, отличия между ними практически не будет.

Давайте рассмотрим цвета, которые чаще всего выбирает ребенок:

Желтый – положительный настрой, оптимизм и удовольствие. Комфорт и хорошее настроение, способность осуществлять мечты и достигать желаемого.

Зеленый – этот цвет говорит нам о том, что малыш стремится стать независимым и получить признание. Ребенок обладает довольно решительным характером.

Красный – стремление к активным действиям, борьбе и доминированию. Это яркий цвет, выражающий сильную энергию и жизненную силу.

Синий – мир и согласие. Возможно, ребенку не хватает постоянства, тишины и гармонии с собой.

Фиолетовый - здесь присутствуют оттенки синего и красного цветов, которые в совокупности говорят об эмоциональной незрелости ребенка. В таком состоянии возможно осуществление любых желаний. Внутренний мир полон нежности и романтики, и это, безусловно, очаровывает всех вокруг.

Коричневый –потребность в физическом покое и отдыхе от окружающийся суматохи. Ребенок ощущает дискомфорт, и даже возможно болеет. Помогите малышу расслабиться и восстановить жизненные силы.

Серый – апатия, неохота что-либо делать, общая усталость, желание ощутить себя в безопасности.

Черный – отрицательная энергия. Этот цвет выражет недовольство окружающим миром и неспособность повлиять на разные ситуации.

Если вы хотите понять, что ребенок чувствует и как он к вам относится, попросите его нарисовать вашу семью. Зная данные характеристики цветов вы сможете легко понять сложившуюся ситуацию, и, если нужно, её исправить.

Но не забывайте, что психика ребенка очень чувствительна ко всему происходящему в данный момент. Если он устал после долгой прогулки, хочет спать или есть, или просто только что повздорил с братом – его рисунки вряд ли получатся яркими и жизнерадостными.

Теперь вы знаете, как цвет выражает внутреннее состояние ребенка. Более того, используя разные цветовые гаммы, вы можете повлиять на эмоциональное состояние малыша. Теплые оттенки желтого, зеленого и красного помогут ребенку ощутить себя в безопасности, тепле и комфорте, стать более радостным и весёлым. Боязнь темноты, как ни странно, тоже связана с психологией восприятия цвета. Под покровом ночи все краски тускнеют и становятся оттенками серого и черного, а эти цвета вызывают негативные эмоции. И страшит детей не темнота, а именно отсутствие привычных ярких красок!

Рисунки маленьких деток несут в себе очень много важной информации, мы же рассмотрели лишь их цветовую палитру. В следующих статьях мы расскажем, о чем еще может поведать детский рисунок.

свернуть

Поощрение и наказание в воспитании ребенка

Поощрение и наказание - это две стороны одной медали, имя которой воспитание. И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.
развернуть

Осознание собственного «Я» начинается в возрасте 1-1,5 лет. Но ребенок все еще очень нуждается в поддержке родителей, ведь их мнение для ребенка – самое важное. О своих новых свершениях и неудачах малыш в первую очередь рассказывает маме и папе, а их одобрение – лучшая награда.

Наказание детей – только по заслугам!

В 3 года ребенок уже неплохо адаптируется к окружающему миру – он начинает сам решать, что и как ему делать. Своими поступками малыши хотят не что иное, как обратить на себя внимание родителей. Иногда дети, не получая должного поощрения за хорошие поступки, начинают пытаться привлечь внимание капризами и плохим поведением. И, как ни странно, добиваются желаемого результата гораздо быстрее. Чтобы ваш ребенок не проказничал – никогда не ругайте его без веской на то причины, всегда хорошо подумайте, прежде чем его отчитать.

Чрезмерно импульсивное поведение детей – это влияние мимолетных эмоций и чувств, которые ребенок еще не в состоянии полностью контролировать. Настроение у малыша может поменяться за секунду. Отсутствие эмоционального контроля может стать причиной непонимания и лишних ссор между вами и вашим подрастающим чадом. То, что вы можете расценить как упрямство – на самом деле простое непонимание ситуации. Маленьких детей нужно научить самостоятельно принимать решения и уметь перестраиваться. Правильные и обдуманные реакции родителей – самый эффективный способ помочь ребенку скорее научиться принимать верные решения.
Важнейшими моментами, оказывающими влияние на становление личности и характера малыша, являются взаимоотношения между мамой и папой, родительская забота и их реакция на поступки ребенка.
К сожалению, еще не придумали универсальной модели воспитания, способной развить у ребенка тот или иной характер, здесь не поможет ни кнут, ни пряник. Всё индивидуально, и в зависимости от поведения ребенка в разных ситуациях родителям следует подбирать определенные методы влияния и создавать свои правила. Единственное, что всегда нужно помнить – это соблюдение тактичности в общении с ребенком: никогда не пытайтесь полностью поменять мнение ребенка, лучше деликатно подскажите ему верное решение.

Похвалите меня!

Поощрение – важнейший элемент в воспитании. Похвала может и помочь, и навредить. Если постоянно расхваливать своего ребенка без причины – он перестанет это ценить. Поощряйте ребенка в первую очередь за выполненную работу, за добрые и полезные дела. Не забывайте говорить ему, что он у вас самый лучший, самый любимый и самый хороший – но не переусердствуйте.

Если к вашему ребенку пришли друзья – похвалите их всех, а не только его лично. Тогда ваш сын или дочка не будут важничать, и всей компании будет приятно. 
Любая похвала должна быть в первую очередь заслуженной, искренней и серьезной.

Нередко родители поощряют детей подарками - это нормально, но здесь главное не переборщить. Чем дарить ребенку очередную игрушку – лучше сходите вместе в зоопарк, цирк или театр. Если вы пообещали что-нибудь сладкое – испеките это дома вместе с малышом.
Денежное вознаграждение – не лучшая идея для ребенка. Он, конечно, так быстрее привыкнет к взрослой жизни, но излишнее пристрастие к карманным деньгам может негативно сказаться на взаимоотношениях в семье – дитя будет требовать плату за любую работу.
Похвала и поощрение поднимают детскую самооценку как нельзя лучше. Психологи утверждают, что не уверенные в своих силах дети чаще боятся потерпеть неудачу. Такие дети гораздо позже начинают читать, и это связано не с отставанием в развитии, а с тем, что малыш подсознательно настроил себя на неудачу.

Лучший совет родителям – постараться отыскать золотую середину, чтобы похвалой и подарками не причинить ребенку вред.

Каждому малышу – свои награды и наказания.

Все дети не похожи друг на друга, и поэтому нельзя ко всем подряд применять одни и те же виды наказаний и поощрений. Темперамент ребенка должен быть основным показателем в выборе поощрения или наказания. Если ребенок тихий и стеснительный, то запретив ему выходить во двор, вы вряд ли накажете его – ведь дома ему гораздо интереснее собирать конструктор, вдали от шумных сверстников. И наоборот: подарить непоседе билеты в кинотеатр равносильно наказанию, ведь он так и рвется на улицу поиграть в догонялки.

свернуть