Методическая копилка

Занятие из комплекса "Азбука настроений"

14 декабря 2018 года в средних группах №9 и №12 педагогом-психологом Кириловских Ириной Григорьевной было проведено занятие из комплекса "Азбука настроений".

Занятие направлено на знакомство воспитанников с приёмами расслабления. Игра-занятие проводилось с элементами сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии.

 

 
свернуть

Семинар для педагогов с опытом работы до 10 лет "Неблагополучная семья, как объект социально-педагогической деятельности"

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Детский мир – особый мир. Кому-то не хватает родительского тепла и внимания, кто-то замыкается в себе, не надеясь на понимание окружающих. Самое главное – мы должны сердцем понять и принять, что дети не виноваты в возникающих конфликтах и проблемных ситуациях. В первую очередь виноваты взрослые, не осознавшие в полной мере ответственности за своё поведение и отношение к детям.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутрисемейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом».

Если говорить о ранней профилактике семейного неблагополучия, то она должна быть органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными рисками общества, которые в нем присутствуют.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3.Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
 
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).
 
Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют
спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями учащихся используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка, и по его
поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
1. утомленный, сонный вид;
2. санитарно-гигиеническую запущенность;
3. склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
4. неумеренный аппетит;
5. задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;
6. чрезмерная потребность в ласке;
7. проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
8. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
9. трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:
1. в боязливости ребенка;
2. в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
3. в боязни идти домой;
4. в жестоком обращении с животными;
5. в стремлении скрыть причину травм.
 
 

ПАМЯТКА
(для педагогов)

В соответствии с должностными обязанностями, отраженными в Постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»,  воспитатели дошкольного образования должны «изучать семейные и бытовые условия воспитанников»,  а также «планировать, организовывать и проводить воспитательную и образовательную работу с воспитанниками, находящимися в социально опасном положении.

Раннее выявление признаков и причин семейного неблагополучия осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в специально организованной и игровой деятельности в течение всего времени его пребывания в учреждении дошкольного образования.

Для наблюдения выбираются ситуации, отражающие взаимоотношения родителей с детьми, способы и особенности их взаимодействия. С этой целью используется время утреннего приема ребенка  и его ухода домой. Выявляются такие признаки неблагополучия, как:

  • психологическое равнодушие к нему со стороны родителей;
  • неучастие их в жизни несовершеннолетнего;
  • неопрятность и неухоженность ребенка, чрезмерное и поспешное употребление пищи;
  • наличие у ребенка заболеваний и травм и т.д.

Другие специалисты (музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания) могут определить социальное неблагополучие воспитанника в результате наблюдений за ним в специально организованной деятельности.  Определить всевозможные предпосылки как явного, так и скрытого семейного неблагополучия воспитанников позволит целенаправленное наблюдение за ребенком  и детско-родительским взаимодействием по следующей схеме:

  1. Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:
  • эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка);
  • характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);
  • наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.
  1. Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении:
  • отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребенка, его успех, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со  сверстниками.
  1. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку:
  • полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм слабоволие (гипер- и гипоопека);
  • крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;
  • подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.
  1. Изучение системы воспитательных воздействий:
  • непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;
  • отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
  1. Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка:
  • неопрятная, грязная одежда ребенка, неприятный запах, наличие заболеваний, связанных с несоблюдением личной гигиены (педикулез, чесотка, микозы);
  • несоответствие одежды ребенка его возрасту и (или) сезону и т.д.

Взаимодействие с семьями воспитанников, находящихся в социально опасном положении, и оказание им дифференцированной помощи и поддержки в воспитании детей осуществляется на основании полученных данных.

Эффективность и результативность взаимодействия УДО и семьи напрямую зависит от активной позиции педагогов и родителей, их общей заинтересованности в полноценном воспитании и развитии личности ребенка.

свернуть

Консультация для педагогов "Влияние архетипических символов и метафор на развитие личности женщин и мужчин"

21 февраля 2018 года в учреждении образован состоялась консультация  "Влияние архетипических символов и метафор на развитие личности женщин и мужчин".

Консультация позволила  повысить уровень психологической культуры педагогов, осознать своё актуальное состояние.

Организатор: 
- Кириловских Ирина Григорьевна, педагог-психолог.

Участники:   педагоги учреждения образования.

Презентация "Архетипы"

свернуть

Развивающее занятие «Какая бывает радость?»

Занятия "Какая бывает радость?"

Задачи: знакомство с эмоцией «радость»; совершенствование умения передавать свое эмоциональное состояние; формирование заботливого отношения к другим людям; придумывание различных способов подарить радость другому; создание положительного эмоционального фона.

Чтение сказки. Гномик  Эх.

Жил – был гномик – весельчак по имени Эх. Жил он в волшебной стране гномов и был очень похож на задорного, веселого и непоседливого ребенка. Радовался он всему, что его окружало. С какой бы ноги он не вставал с утра, испытывал радость, выходил из своего разрисованного в яркие краски домика и начинал улыбаться солнцу, небу, росинке, дождинке, росточку, цветочку и, конечно же, каждому гномику из волшебной страны. Даже у злюки и плаксы на какое-то мгновение на лицах появлялись улыбки.

Все любили весельчака. Конечно, дельный совет он тебе не даст, но зато всегда поделится хорошим настроением.

Не любила весельчака колдунья Горья, так как не могла она радоваться. Долго думала Горья, как забрать улыбку у весельчака Эх, и придумала. Наколдовала на камешек, чтобы, споткнувшись об него, гномик потерял радость и расколдовать его могли только веселые дети.

Так и вышло. Вышел однажды гномик из домика, споткнулся об заколдованный камешек и потерял радость. Горья не стала радоваться, так как она не знала, как это делать. Но и весельчак Эх больше не мог веселиться.

 

Упражнение «Поможем гномику»

- Ну, что поможем гномику – весельчаку? Давайте сначала подумаем, как можно гномику вернуть радость. Придумайте, каким способом можно поднять настроение другому человеку, своим родным (дети предлагают различные способы развеселить друзей или родных)?

- А есть еще один способ. Его мне подсказали сами гномики. Нам  необходимо послать лица веселых детей и все, что может порадовать детей и взрослых. Давайте сделаем коллаж и пошлем его гномику, и он вернет себе радость.

Дети совместно с педагогами делают коллаж. Фотографируют, чтобы отослать фото гномикам. Готовую работу можно оставить в группе на некоторое время. 

   

 







свернуть

Узнай цифру на ощупь

Дидактическая игра "Узнай цифру на ощупь"

Цель игры: Учить детей узнавать и называть цифры в счёте в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, мышление, речь, согласованность и координацию движений. Воспитывать усидчивость, желание добиваться поставленной цели

   

свернуть

Рисуем цветным песком

Вспомните себя, пожалуйста, на пляже, когда кругом песок. А вы бродите по нему, собираете в руки и пропускаете сквозь пальцы струящиеся песчинки. Как сразу уходит негатив и тревога, а на смену приходит спокойствие и гармония.

А насколько важен и полезен этот творческий процесс нашим детям? Сможем ли мы помочь им в физическом и интеллектуальном развитии вот так легко и без особых временных затрат, в обычной жизни? 

Полезно ли детям рисовать песком?

1. Рисование цветным песком используют в терапевтических целях детей для того, чтобы поднять настроение, снять напряжение и стресс. Песок – он как живой, каждая песчинка ощущается на коже рук. И во время рисования малыш расслабляется, и как будто заряжается позитивной энергией, как батарейка.

2. Рисуя песком, дети начинают легко фантазировать, и за короткое время успевают нарисовать множество сюжетов. Ведь это так легко, собрать ручками песок в кучку, а потом разравнивать его, пропускать сквозь пальцы, ковырять кончиками пальцев, оставляя следы.

3. Песочная терапия действует гораздо эффективнее, чем специальная пальчиковая гимнастика. Ведь, когда ребенок рисует песком, у него развивается не только мелкая моторика рук, но и интенсивно начинает работать мозг. Ведь точное попадание песка на определенное место напрягает мозг не меньше, чем задачки.

4. За что еще дети любят рисование цветным песком, так это за тайну. На занятиях царить полумрак, и только подвесная лампа освещает стол с песком, таинственное зрелище.

 

свернуть

Рисование пеной

Уважаемые родители и коллеги!

У каждого дома есть такая пена, если нет, то можно купить самую дешёвую (её хватит надолго). Встряхиваете баллон, выжимаете на руки или на стол. Если размазать её по столу, то получается очень хорошее место для рисования пальчиками. А дальше можно придумывать и творить как угодно ...

Какие цели и задачи решаются в этой деятельности:

- развитие моторики руки, навыков рисования;
- массаж рук и пальчиков;
- закрепление знаний геометрических фигур, цифр, букв, ...;
- развитие творчества и креативности;
- снятие напряжения, выброс негативной энергии;
- весёлое совместное времяпровождение. 



свернуть