Советы родителям

Поход в лес с детьми: гуляем и наблюдаем за природой

06.08.2019

Поход в лес с детьми: гуляем и наблюдаем за природой

Мягкая трава под ногами, легкий шелест листьев, ароматы трав, жужжание пчел, птичьи голоса… Что может быть прекраснее прогулки в лесу? А как насчет прогулки в лесу с детьми? Большинство современных мальчиков и девочек, к счастью или сожалению, лишены прелестей деревенской жизни. Их представление о природе складывается благодаря энциклопедиям, фильмам ВВС и нашим детским воспоминаниям. Но ведь в каждом городе, помимо парков с аттракционами, есть дендропарки, лесные зоны и базы отдыха, куда можно отправиться с ребенком, чтобы показать ему чудеса живого леса!

«Что же там, в лесу, такого интересного?» — спросите вы, если не бывали наедине с природой со времен школьных каникул. Лес — это целый мир! И сейчас мы выясним, почему. Итак, представьте, что вы отправляетесь вместе с детьми в лес.


Ароматы леса

Первое, на что обычно обращаешь внимание, попадая в лес — это особенный воздух. Он немного влажнее и прохладнее городского, а также гораздо чище и наполнен иными ароматами. Стоит постоять и ощутить эту перемену, и пусть ребенок тоже попробует описать свои впечатления. Это научит его лучше чувствовать себя и окружающее пространство. Лес наполняет множество ароматов. Попробуйте их различить! Конечно, если вы «в гостях у природы» первый раз, будет сложновато. Но, со временем, дети начинают выделять запах земли после дождя, ароматы цветущих деревьев, хвойной или тополиной смолы, некоторых трав и грибов. И эти умения, поверьте, приводят их в восторг! Так что, когда изучаете лес с детьми, чтобы заинтересовать своих малышей, обратите их внимание на лесные ароматы.

Что интересного в лесу: гармония и волшебство природы

Немного погуляв по лесу, дети поймут, как гармонична природа. Они узнают, что есть солнцелюбивые растения, а есть те, что растут только в тени. И животным в лесу всегда найдется, где погреться, а где — спрятаться от солнца. Там, где много света и тепла, — много травы. Она защищает землю от пересыхания. Солнышко, с одной стороны, — сушит, а, с другой, — дает силу. На хорошо освещенной полянке вырастет крупная и сладкая лесная клубничка. И повсюду, куда не посмотришь, такая гармония!

Изучаем лес с детьми: знакомство с муравейником и его хозяевами

Один из главных лесных «экспонатов» — муравейник. Не обязательно его трогать — можно понаблюдать со стороны. Только заранее приготовьте ответы на вопросы: «Почему муравьи не ходят поодиночке? Откуда у них столько сил? Зачем им такой большой дом? А есть ли у них режим дня? Почему муравьев почти никто не ест?» Кстати, помните чупа-чупс своего детства? Возьмите соломинку, опустите на пару минут в муравейник и разрешите ребенку попробовать на вкус. Она станет кисленькой, так как муравьи вырабатывают свою муравьиную кислоту, которая входит в состав многих лекарственных растений. Но, если вы боитесь, что она вызовет у ребенка аллергию, то лучше, конечно, не рисковать.

Удивительный процесс опыления

Еще один волшебный процесс, за которым так интересно наблюдать — опыление. Выберите цветущую полянку и посидите в траве минут пятнадцать. Вы удивитесь, как много насекомых участвует в опылении. Увидите, что они выбирают определенные растения. Покажете, как пыльца переносится с цветка на цветок, и станет ясно, почему шмель такой мохнатый. И не удивляйтесь, если ребенок будет проситься в эту «лабораторию» снова и снова.

Знакомимся и “подглядываем” за лесной живностью

Помимо птиц и насекомых, в лесу, как и в парке, есть и другие животные. Это и ящерицы, и мышки, лягушки, а также белки, а иногда и зайцы. Животные леса для детей представляют особый интерес. Их можно найти по следам, заметить возле норок и даже прикормить сухарями. Если вы хотите узнать о животном побольше — сидите тихо! И тогда, может быть, лес покажет вам отрывок из жизни своих обитателей!

Наблюдаем за водой

Также, если вы пришли вместе с детьми в лес, стоит понаблюдать за водой. С утра вы обнаружите на траве росу. Только она быстро высохнет. Но бабочки, жучки и прочие букашки успеют напиться. Так происходит каждое утро. Но для тех, кому не хватило воды, найдется  другое местечко. Это может быть овражек, ложбинка, а также большой куст лопуха, который долго хранит в своих широких «ладонях» дождевую воду. Если хорошо поискать, то отыщется родник или ручеек. Здесь в жаркие дни много посетителей. Кстати, тут же можно развернуть целый урок про подземные воды.

Продолжаем изучать лес с детьми: как меняется природа

Одно из самых увлекательных наблюдений — это наблюдение во времени. Конечно, чтобы воплотить его в жизнь, нужно ходить в лес регулярно. Тогда ребенок может узнать полный жизненный цикл: как набухают почки, появляется первый листочек, а потом бутон и его превращение в цветок. К цветку прилетают пчелки, появляется завязь, вызревает ягодка, а потом ее съедает малыш или птичка. В разное время дня можно увидеть, как открываются и закрываются цветы, некоторые делают это в считанные минуты. Можно приходить вместе с детьми в лес в разное время года и наблюдать, как по сезонам он меняет окраску, и как вторят ему животные.

А мама наблюдает за малышом

Пока ребенок наблюдает за природой, маме стоит понаблюдать за ним. Во-первых, малыш откроет вам свои новые грани, ведь так интересно наблюдать за маленьким человечком, исследующим природу. А, во-вторых, очень важно не пропустить момент, когда ребенок начнет уставать, чтобы вовремя уйти домой, успев завершить последнее наблюдение. Обратную дорогу, кстати, тоже можно превратить в исследовательский маршрут. Можно обсудить, что изменилось вокруг за время, проведенное в лесу. Самое простое наблюдение здесь — это тени деревьев. Может быть, распустятся или закроются цветы, или оживится муравейник.

Подводим итоги путешествия

Когда вернетесь домой, не забудьте обсудить свой поход в лес с детьми. Умение выделить результаты — очень важный навык для ребенка. Как можно зафиксировать наблюдения? Может быть, это будет дневник путешествий или альбом с рисунками малыша? Или вы сделаете электронный фото-дневник. Еще вариант — гербарий, если наблюдение было за растениями, поделки с шишками и желудями, если в лес вы ходили за ними. Задавайте в процессе ребенку вопросы: «Что больше всего тебе понравилось? Что сильнее удивило? К какому наблюдению ты бы хотел вернуться еще раз? В кого бы тебе хотелось превратиться на пару часов? Почему?».

Скорее всего, после одного такого похода в лес с детьми вашему чаду захочется продолжить знакомство. Тогда прогулки вмести с детьми в лес станут для вас относительно регулярными мероприятиями. И можно будет устраивать интересные домашние выставки по итогам сезона. Вы сможете пригласить друзей и родных ребенка, и он покажет дневники, рисунки и фотографии, собранные за все время. Малыш таким образом сможет не только почувствовать ценность своих исследований, но и получит возможность превратиться на один день в настоящего экскурсовода!

свернуть

Организация отдыха родителей и детей на свежем воздухе

29.07.2019

Консультация для родителей 
«Организация отдыха родителей и детей на свежем воздухе»

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей.

Использование физических упражнений и подвижных игр на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляет здоровье детей, повышает их работоспособность. Поэтому очень важно рационально организовать двигательную деятельность детей на прогулке.

Организация подвижных игр на воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности.

Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время отдыха на свежем воздухе.

Игры с мячом

«Съедобное – несъедобное» Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Назови животное» Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Догони мяч» Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета) Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Вышибалы» Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.

Игра в мяч

Игра в мяч развивает самые разные навыки — независимо от того, кидает ребенок мяч, ловит или пинает его.

Обычно до пяти лет дети не очень хорошо умеют кидать и ловить мяч. Для этого необходимо иметь хорошую зрительно-моторную координацию. Однако никогда не рано начинать учиться. Используйте мячи разных размеров, ловите и кидайте мяч по очереди. Не используйте тяжелые мячи. Начинайте с небольшого расстояния, затем постепенно его увеличивайте.

При пинании мяча также полезно будет использовать мячи разных размеров и степеней надутости. Пусть ребенок учится пинать, как правой, так и левой ногой. Поучите ребенка также вести мяч.

Обруч

Даже для некоторых взрослых использование обруча по его прямому назначению — дело непростое, так что чего уж тут говорить о ребенке. Но ведь существует и множество других игр с обручем! Например: — Положите обруч на пол и закидывайте в него что-нибудь; — Предложите ребёнку использовать обруч как руль — и посмотрите, какую игру он придумает! — Разложите несколько обручей на полу и предложите ребёнку попрыгать в них разными способами; — Поставьте несколько обручей на ребро, пусть малыш проползет внутри них как по тоннелю.

Рисование мелками

Рисовать вдвойне веселее на улице. Берите набор мелков и отправляйтесь рисовать на асфальте. Это могут быть как обычные картинки, так и классики или другие разметки для игр.

Прогулка

Где бы это ни было — прогулка по вашему кварталу, в парке или саду — ходьба и бег развивают мышцы ног и насыщают кровь кислородом. Это будет необычный чувственный опыт — будь то трава, песок или просто дорога.

Даже самую обычную прогулку во дворе можно сделать захватывающей: притворитесь, что вы — самолеты или машины, а может и вовсе — рыбы, плывущие в море!

Скакалка

Прыгать на скакалке дети учатся где-то в 5−6 лет, но это еще не значит, что нельзя все равно попробовать поучиться! Начните с самого простого — обычных прыжков. Дети любят прыгать через трещины в асфальте, камни, лужи. Отработав этот навык, можно начинать прыгать через скакалку. Для начала просто положите ее на пол и дайте ребенку через нее несколько раз перепрыгнуть. Затем начинайте скакалку немного поднимать — только осторожно, не поднимайте ее слишком высоко. Затем перекидывайте скакалку над головой и давайте ребёнку ее просто переступить, постепенно повышая скорость.

свернуть

Безопасность детей летом!

15.07.2019

Вот и наступила середина лета! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы.

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребѐнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.

Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться   элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Опасная высота

Следует помнить, что именно на взрослых природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм. Особую опасность представляют открытые окна и балконы. Малыши не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон, играть там, в подвижные игры, прыгать. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но есть дети, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. Для ребенка постарше должно быть абсолютным законом, что выглядывая в окно или с балкона. Нельзя подставлять под ноги стул или иное приспособление. Очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения и в этом ему можете помочь вы, родители.

Открытые окна

Не смотря на то, что тема безопасности окон не раз поднималась в прессе, на телевидении, на интернет-площадках и в разговорах многие родители считают, что с их ребенком такого просто не может случиться. Твердая уверенность, что для защиты ребенка достаточно строгого запрета, принесла немало горя. Однако именно запреты продолжают быть одним из самых распространенных способов «защиты» малыша. А между тем, в городские больницы каждое лето доставляются десятки детей, упавших из окна, чей возраст варьируется от полутора до десяти лет. То есть, большая часть пострадавших детей понимает опасность, которая им грозит, но все равно нарушают родительские запреты.  Поскольку на сознательность ребенка рассчитывать не стоит, родителям необходимо предпринять дополнительные шаги для детской безопасности.

1. Не доверяйте антимоскитным сеткам.

2. Если есть возможность выбора, ставьте окна, створки которых открываются в наклонное положение (вертикальное или "зимнее" проветривание). зазор.

3. Не пользуйтесь защитными средствами для окон, которые можете открыть с легкостью.

4. Снимите с окон обычные ручки и замените их на ручки со встроенным замком.

Пожарная безопасность

Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Главное, что нужно запомнить -спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игры. Даже маленькая искра может привести к большой беде в любом месте, даже на улице. Закрепляйте с детьми правила пожарной безопасности:

Не играть со спичками, не разводить костры!

Не включать электроприборы, если взрослых нет дома!

Не открывать дверцу печки!

Нельзя бросать в огонь пустые баночки и флаконы от бытовых химических веществ, особенно аэрозоли!

Не играть с бензином и другими горючими веществами!

Никогда не прятаться при пожаре, ни под кровать, ни в шкаф!

При пожаре звонить 01, 112 (назвать свой адрес, телефон, фамилию и рассказать что горит)!

Не играть с огнем!

Безопасность при общении с животными

Детям нужно прививать не только любовь к  животным, но и уважение к их способу жизни.

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды, ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки. Напоминайте детям, что и от кошек, и от собак передаются людям болезни – лишаи, чесотка, бешенство. После того, как погладил животное, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

Если укусила собака или кошка, сразу же нужно сказать об этом родителям, чтобы они немедленно отвели к врачу.

Также, детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.

Безопасность поведения на воде

Главное условие безопасности – купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Необходимо объяснить ребенку, почему не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других отдыхающих. Дно водоема может таить немало опасностей: затопленная коряга, острые осколки, холодные ключи и глубокие ямы.

Прежде чем заходить в воду, нужно понаблюдать, как она выглядит. Если цвет и запах воды не такие, как обычно, лучше воздержаться от купания.

 Также дети должны твердо усвоить следующие правила:

 - игры на воде опасны (нельзя, даже играючи, "топить" своих друзей или "прятаться" под водой);

- категорически запрещается прыгать в воду в не предназначенных для этого местах;

- нельзя нырять и плавать в местах, заросших водорослями;

- не следует далеко заплывать на надувных матрасах и кругах;

- не следует звать на помощь в шутку.

Безопасное поведение в лесу

Прогулка в лес – это очень хороший отдых, который укрепляет здоровье, знакомит ребенка с родной    природой. Но есть некоторые правила, с которыми взрослые должны обязательно ознакомить ребенка, так как лес может таить в себе опасность.

Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Объясните, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды травинки). Для закрепления знаний полезно использовать настольные игры-классификации, соответствующий наглядный материал, а в летний сезон во время прогулки в лес показать ядовитые растения и грибы «в живую». Необходимо развивать у детей потребность в общении с родителями, умение побороть застенчивость во время обращения к взрослым при появлении симптомов отравления.

Напоминайте ребенку, что ему ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно держаться всегда рядом с родителями. Но что делать, если он чем-то увлекся и не заметил, как заблудился? Объясните ребенку, что не нужно поддаваться панике и бежать, куда глаза глядят. Как только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте. Малыш должен твердо знать, что его обязательно будут искать.

Перегрев (тепловой удар), солнечный удар, солнечные ожоги

Еще одна опасность лета кроется в его главных плюсах: тепле и обилии солнца. В результате, именно летом часто случаются тепловые и солнечные удары, а так же солнечные ожоги. 

Тепловой удар - самый, пожалуй, коварный. В отличие от солнечного, он может случиться и в пасмурную, но жаркую погоду. Симптомы могут варьироваться от сильной головной боли и тошноты до слабости и сонливости, очень часто его принимают за начало какого-либо простудного заболевания или отравления. Чтобы предотвратить тепловой удар, прежде всего, старайтесь в жаркую погоду избегать душных и жарких помещений, общественного транспорта. Самое жаркое время дня лучше провести дома, а гулять утром и вечером. Одевайте ребенка в легкую, светлую хлопчатобумажную одежду. Давайте как можно больше жидкости, отдавайте предпочтение жидкой пище. Всегда держите наготове бутылку с водой. При малейших признаках недомогания или жалобах на духоту - дайте ребенку напиться. Избегайте сладких напитков (газированной воды, соков и т.д.) - они не утоляют жажду должным образом. Старайтесь кормить ребенка в жару легкой пищей, избегайте жирных блюд - они повышают вероятность перегрева организма. Если все-таки это случилось, срочно переместите ребенка в тень. Положите на голову холодный компресс. Снимите с ребенка всю лишнюю одежду. Если есть признаки утери сознания, дайте понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом. Постарайтесь создать приток свежего воздуха, обмахивая ребенка любым предметом, который можно использовать как опахало.

Свяжитесь со скорой помощью, опишите симптомы. В большинстве случаев перечисленных мер должно быть достаточно, но при тяжелом тепловом ударе может понадобиться госпитализация.

Солнечный удар случается реже, только в яркую солнечную погоду. Но последствия его опаснее. Если тепловой удар является просто последствием перегрева, то солнечный удар - это нарушение работы центральной нервной системы из-за перегрева головы. Симптомы его более четкие и понятные, чем у теплового: общая слабость, головная боль, повышенная температура, тошнота, учащенный пульс, в отдельных случаях носовое кровотечение и обмороки.

Предотвратить солнечный удар достаточно просто. Избегайте прогулок в самое жаркое и солнечное время суток (с 11 до 15 часов). Следите, чтобы в жаркую солнечную погоду ребенок всегда находился на улице только в головном уборе. Одевайте ребенка строго по погоде, избегайте синтетических тканей. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал достаточно несладкого питья.

Если ребенок все-таки получил солнечный удар, меры первой помощи в этом случае должны быть такие же, как и при тепловом.

Солнечные ожоги. Детская кожа сильнее, чем кожа взрослого, подвержена воздействию солнечных лучей. Поэтому ребенок сильнее подвержен солнечным ожогам.

Чтобы предотвратить солнечный ожог, прежде всего, нужно постараться не подвергать кожу ребенка прямому воздействию солнечных лучей в самое жаркое время дня. Выходя на улицу, одевайте ребенка по погоде. На пляже обязательно пользуйтесь солнцезащитным средством с SPF не менее 20 единиц (для светлокожих детей и детей с чувствительной кожей - не менее 30 единиц). Обновляйте крем каждые 2-3 часа, пока у ребенка не появится собственный ровный загар. Старайтесь следить, чтобы ребенок после купания вытирался сразу, не бегал с мокрой кожей.

Если ребенок все-таки получил солнечный ожог, немедленно окажите первую помощь. Отведите ребенка в тень, осмотрите ожоги. Просто сильно покрасневшую кожу достаточно смазать средством после загара, и уже дома оказать более серьезную помощь. Кожу, обожженную до волдырей, обрабатывайте как при термическом ожоге.

Следите за своим ребенком

Дети, гуляющие вдали от вас или самостоятельно, подвержены риску потеряться или быть украденными. Объясните технику безопасности, когда они одни - правила поведения с незнакомцами. Если вы находитесь в лесу не отпускайте детей далеко от себя, они могут заиграться и заблудиться. Находясь в толпе всегда держите чадо возле себя, не оставляйте маленьких детей под присмотром чужих людей, даже если это «милая тётя». Злоумышленники вполне могут использовать такой образ для похищения.

Уважаемые родители!

Мы надеемся, что данный материал поможет вам сформировать и закрепить у своих детей опыт безопасного поведения, который поможет им предвидеть опасности и по возможности избегать их.

свернуть

Лето! Отдыхаем с пользой!

12.07.2019

Какое же это замечательное время года – лето! Можно вдоволь бегать и играть, можно лежать в душистой траве и смотреть на проплывающие в небе пышные облака, можно купаться и загорать, путешествовать вместе с мамой и папой и, конечно, очень много гулять! Летние прогулки дарят нам неисчерпаемые возможности для развития наших детей.

Лето – это масса времени для непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, кто-то остается в городе, но у всех есть возможность гулять с детьми, играть с ними на природе. Важно организовать с детьми игры – полезные для развития, расширяющие кругозор и знания ребенка об окружающей красоте природы. Гуляя в парке, у реки, да и просто во дворе можно найти множество предметов и объектов живой природы, чтобы их описать, составить предложение, придумать рассказ или развить мелкую моторику. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснять, повторять несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, голоса птиц, звуки ветра, дождя и т.д. это развивает слуховое внимание.

Отдыхая на пляже, либо в парке можно организовать экспериментальные опыты, с изучением свойств воды, песка, травы, росы. Подобные занятия расширяют не только кругозор ребенка, но и пополняют активный словарь существительными, прилагательными, глаголами.

Игры и упражнения можно придумывать взрослому самому и предлагать их ребенку,  главное, чтобы любое задание несло в себе поучительную, обучающую цель.

Поиграйте с детьми:

«Назови деревья». Ребенок называет деревья, растущие во дворе (городе, лесу, парке, деревне). Совместно со взрослым рассматривают ствол,  листья, определяют их цвет, форму, размер.

«Какая трава?». Обратить внимание ребенка на траву, на ее свойства и признаки. Дать ребенку возможность пощупать ее, сравнить между собой.

«Аромат». Предложить ребенку понюхать различные растения: цветы, траву, листья деревьев, кору. Это развивает чувство обоняния, а если ребенок будет подбирать к каждому аромату прилагательные, то расширится и  активный словарь.

«Построй фигуру». Загорая  на пляже или играя в песочнице, предложите ребенку построить замки: высокий, ниже и низкий. Прорисовать окошки определенного количества(формы). Пусть ваш малыш назовет все фигуры, пересчитает окна, двери. Сделает крышу заданной формы и т.д. Это способствует математическому развитию и  навыку счета.

«Опыты с песком». Интересно для детей провести элементарные опыты с песком. Экспериментируйте, добавляя разное количество воды и главное описывайте весь процесс словами, используйте прилагательные и глаголы в зависимости от консистенции песка (сырой, мокрый, жидкий, сухой, лепится, рассыпается и т.д.)

«Построй дорогу».Предлагаем ребенку построить из песка дорогу для машин (в соответствии с размером машины). После построения обговорите, какая дорога: узкая, широкая, длинная, короткая и т.д. Какая машина сможет проехать по той или иной дороге, а какая нет, и  почему?

«Что видишь?». Вы с ребенком по очереди называете определенные объекты природы (например,  все зеленые, или круглые и т.п.).
«Наоборот». Ребенок в ответ на предложенное вами слово, должен предложить свое, противоположное по смыслу. Например, утро – ночь, солнце – луна, твёрдый - мягкий и т.д.

«Четвертый лишний». Взрослый называет 4 предмета, три из которых связаны каким-либо признаком, а четвертый из другой категории, ребенок должен выделить лишний предмет и аргументировать свой ответ. Например, снег, дождь, сапоги, град; дерево, цветок, кустарник, камень и т.п.

«Назови признак». Предложить ребенку назвать признаки лета, воды, растений и т.д.

«Съедобное – несъедобное». При броске мяча, ребенок его ловит, если прозвучало только съедобное.

«Жук и бабочка». Рассмотрите насекомых и найдите отличия: бабочка белая, желтая, крылышки тонкие; жук меньше бабочки, крылья жесткие; бабочка летает, жук ползает, летает, жужжит и т.. Аналогичным способом можно сравнить другие объекты природы.

Проводя игры и упражнения с детьми, важно, чтобы дети отвечали полным ответом, верно проговаривали слова, правильно строили предложения и могли аргументировать ответ.

Старайтесь поощрять ребенка добрым словом, улыбкой, одобрением. Играйте больше, будьте с ребенком позитивны и радуйтесь его успехам.

Хорошего всем отдыха и прекрасного настроения!

свернуть

Что читаем летом?

21.06.2019

Чтение книг положительно влияет на развитие детей. Увеличивается их словарный запас, повышается грамотность, а в результате – успеваемость. Развиваются мышление и речь, улучшаются память и внимание.

В разделе представлены списки произведений художественной литературы и фольклора, рекомендуемые для чтения летом (по выбору родителей детей).

свернуть

Отдых на водоёмах должен быть безопасным!

14.06.2019

С наступлением жаркой погоды все больше людей устремляются на отдых к водоемам. И неважно - это река, озеро или небольшой пруд, собираетесь вы купаться или ловить рыбу… Однако, по статистике, именно в такие дни люди чаще всего идут на дно...

Вода — добрый друг и союзник человека, помогающий получить максимум удовольствия от отдыха и укрепить здоровье. Но, в то же время, вода - источник повышенной опасности.

Дети и вода – это особая тема для разговора. Вода представляет опасность не только для малышей, но для детей более старшего возраста, школьников.                                                                                                      

  1. Дети дошкольного возраста. Все дети любят плавать, купаться, плескаться, да и просто находиться у воды. Поэтому особо пристальное внимание родителей должно быть обращено к малышам. Ведь в летний период многие родители проводят время с детьми на даче, в деревне. Если в радиусе 100 метров есть даже небольшой водоем, задача родителей ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра, иначе быть беде.
  2. Дети школьного возраста. Родители должны понимать, что, сколько бы не было лет вашему ребенку, будь он дошкольником или учащимся, он не должен находиться у воды без присмотра взрослых. Уже в этом году несколько опасных ситуаций на водоемах были связаны с детьми дошкольного и школьного возраста. Так, 26 мая поступило сообщение о двух утонувших мальчиках в озере возле д. Соболевка Климовичского р-на Могилевской области. Населением обнаружен и извлечен из воды ребенок 2013 г.р., а работниками ОСВОД обнаружен и извлечен из воды учащийся 2007 г.р.

Лето – время каникул, отдыха, новых впечатлений и позитивных эмоций. У детей полно свободного времени, они стараются проводить его весело и беззаботно. Водоемы, речки, озера попадают в сферу развлечений в первую очередь. Но родителям не стоит забывать, что безопасность в таких местах – это необходимость, продиктованная жизнью.

Особое внимание родителей хотелось бы обратить на использование надувных матрасов, камер. У взрослых бытует ошибочное мнение, что надувные матрасы, круги и прочие предметы для купания – надежное средство защиты. Но, это не так. Во-первых, потому что изделие легко повредить, и оно может сдуться в самый неподходящий момент, а во-вторых, соскользнуть с плавательного средства в воду очень легко и, если ребенок не умеет плавать, то он может утонуть.

Работники МЧС постоянно акцентируют внимание на том, что самое главное, о чем должны помнить родители – дети не должны оставаться без присмотра, находиться у воды без взрослых. Это правило, которому все взрослые обязаны неукоснительно следовать.

Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка у воды и под присмотром чужих людей или в кампании детей-сверстников. Даже присутствие старших по возрасту ребят не гарантирует безопасность младшему из детей. Ведь для того, чтобы оказать помощь утопающему, нужно уметь хорошо плавать и обладать навыками спасения на воде. А разве ребенок сможет справиться с функциями спасателя, если вдруг понадобится помощь.

Выбирайте место для купания тщательно и ответственно, избегайте мест с высоким берегом, дно должно быть чистым. Как бы хорошо не плавал ребенок, не позволяйте ему купаться на глубине, даже в вашем присутствии.

Не разрешайте ребенку, прыгать в воду с обрывов, мостов или других возвышений. Буйки созданы для того, чтобы отмерить безопасное расстояние в водоеме, дальше которого нельзя заплывать. На воде категорически запрещены игры, во время которых подныривают, хватают друг друга за ноги и начинают топить. Такие забавы нужно немедленно прекращать. Испуганный человек может нечаянно нанести шутнику серьёзную травму или сам пострадать от шутки. Родители должны объяснить, в чем опасность нахождения детей на водных объектах без взрослых и каковы последствия.

МЧС напоминает: проводя время на берегу реки или озера, нужно быть готовым к любым неожиданностям. Всегда помните о правилах поведения на воде, ведь главной причиной возникновения несчастных случаев является отсутствие культуры безопасности. И ещё: никогда не подавайте ложные сигналы о помощи, ведь потом в случае реальной опасности на ваши крики могут просто не обратить внимание. Будьте благоразумны! Берегите себя и близких.

свернуть

Чтобы солнце было в радость!

11.06.2019

Наконец наступили тёплые деньки, о которых мы так мечтали холодными зимними вечерами. Столбик термометра поднимается всё выше, и мы всё чаще можем встретить отдыхающих на берегах рек и озёр, скверах и парках. Однако, даже на отдыхе, нельзя забывать об осторожности, особенно если вы отдыхаете или занимаетесь спортом под палящими лучами солнца.

Необходимо знать каждому взрослому и ребенку, что в результате действия прямых солнечных лучей на голову, а также перегревания организма при высокой окружающей температуре, может наступить солнечный или тепловой удар. Перегревание может наступить не только в 40-градусную жару. И более низкие температуры, обычно хорошо переносимые, могут стать опасными для человека, непродуманно одетого, особенно, если на нем одежда из синтетических материалов, плохо проводящих влагу.

Перегреванию способствует мышечная работа, особенно в плотной одежде и при повышенной влажности воздуха; в этих условиях затрудняется испарение пота и, следовательно, охлаждение тела.

Если своевременно не прекратить физическую работу, не перейти в более прохладное место, в тень, то может наступить тепловой удар, пострадавший теряет сознание, кожа становится сухой, учащаются дыхание и сердцебиение, появляется подергивание мышц, температура тела повышается до 41 °С и выше.

При солнечном ударе потеря сознания может наступить внезапно. При появлении признаков удара пострадавшего надо уложить в прохладное место (в тень, под навес) на подстилку, лучше на легком ветру, слегка приподняв голову, шею освободить от стесняющей одежды, протереть влажным полотенцем голову, шею, обмакнуть лицо, а затем смачивать и обрызгивать холодной водой голову и грудь. Если дыхание резко ослаблено, то необходимо приступить к искусственному дыханию.

Не следует давать нюхать нашатырный спирт. Когда больной придет в себя, ему дают обильное прохладное питье, крепко за­варенный холодный чай.

Помните, что в жаркие и солнечные дни нельзя забывать об осторожности, и тогда ни что не сможет омрачить ваш отдых!

свернуть

Лето в детском саду!

03.06.2019

Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год. Поэтому многие родители, задолго до наступления тепла начинают заботиться о том, где и как ребенок проведет лето. Конечно, лучший вариант – это отправить ребенка за город к родственникам либо в лагерь к морю. Но, к сожалению, далеко не у всех родителей есть такая возможность, поэтому многие дети проводят лето в детском саду.

Летний режим в детсаду

Работа детского сада летом немного отличается от другого времени. Детям уделяется не меньше внимания, но гораздо больше времени они проводят на свежем воздухе. 

Световой день длинный, поэтому и после завтрака, и после полдника детки с удовольствием играют на участке, много двигаются, принимают солнечные и воздушные ванны.

Обычно воспитатели прикладывают усилия к тому, чтобы каждый день лета принес деткам пользу. Как и ранее, программа составляется с учетом возрастных особенностей. Время, отведенное для занятий, освободилось, и работники детсада могут предложить малышам увлечься конструированием, рисованием, лепкой, музыкой и т.д.

Основные занятия летом в детском саду:

  • коллективные игры на свежем воздухе;
  • активные и регулярные физические нагрузки;
  • спортивные соревнования;                                             
  • ознакомление детей с окружающей их природой;
  • чтение детской литературы и др.

О чем позаботиться родителям

На улице малыши много двигаются, поэтому, выбирая между красотой и удобством одежды и обуви, отдайте предпочтение удобству. На сандалиях должны быть прочные ремешки, подметки плотно приклеены. По статистике, множества травм можно было бы избежать, если бы родители качественно следили за тем, в каком виде детишки уходят в детсад.

Не забывайте про головные уборы.

Обычно воспитатели предупреждают, чтобы в шкафчиках было сменное белье, носочки, но на всякий случай, проявите инициативу, положите лишний комплект.

Дети часто берут с собой домашние игрушки, с которыми развлекаются на улице: у малышей это песочные наборы, куклы, машинки, у деток постарше – мячики, книги, скакалки и т.д. После улицы пользоваться ими в группе ребятам не разрешат, так что об этом нужно заранее сказать ребенку, а при возвращении домой все игрушки продезинфицировать.

свернуть